Чем обернется приватизация метрополитена?
25/11/10 |
|
Покупать киевский метрополитен будут ради земли и коммерческой недвижимости монополиста. Жителям Киева приватизация метро грозить повышением стоимости проезда.
Скоро из перечня коммунальной собственности киевлян может исчезнуть главное транспортное средство сообщения города – метрополитен. Первый шаг уже сделан: Министерство экономики инициировало внесение изменений в законы «О приватизации государственного имущества» и «О списке объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации», которые предполагают разрешение на приватизацию теплоэлектроцентралей, метрополитенов, имущественных комплексов предприятий авиационной промышленности
Метро за землю
Желающие инвестировать в киевский метрополитен появятся быстро. Городской монополист владеет значительным количеством имущества и коммерческой недвижимости. «А учтите еще участки под строительство станций, выделенные метрополитену в людных местах города. Они будут интересны многим застройщикам, даже несмотря на то, что для них придется менять целевое назначение», - уверен депутат Киевсовета Дмитрий Андриевский. Кроме того, получивший контроль над метрополитеном, сразу получает в свои руки контроль над двумя прибыльными видами бизнеса – сдачей в аренду торговых площадей на станциях и в переходах метро, а также рекламой в вагонах и на станциях.
Для киевлян переход городского подземного транспорта в частные руки чреват автоматическим повышением цены на проезд. «Если метрополитен приватизируют, автоматически вырастет стоимость проезда. И никто не будет разбираться, что на самом деле, оптимизировав непрофильную деятельность метро, можно было бы даже немного снизить цену, выведя при этом метро на прибыльность», - рассуждает в интервью «Столице. Главред» Андриевский.
Во многом метро сейчас убыточно из-за того, что, как считает депутат, тарифы на рекламу в нем не соответствуют принятым на рынке расценкам. Это подтвердил в одном из своих заявлений экс-руководитель метрополитена Мирошников, заявив, что «мы не занимаемся рекламной деятельностью, мы лишь предоставляем свои площади под размещение рекламы организациям и фирмам, которые платят нам за нее по расценкам, установленным, между прочим, Киевсоветом в 2000 году. Я неоднократно поднимал этот вопрос на заседаниях Киевсовета, когда речь шла о поднятии цен на метро. Однако ни разу решение об аудите метрополитена, который бы показал, где компания теряет деньги, не было принято», - рассказывает Андриевский. По словам опрошенных «Столицей. Главред» представителей рекламного рынка, реальная стоимость рекламы в метрополитене постоянно растет.
Переход в частные руки сделал бы расходы рекламщиков официальными, однако для киевлян это не означало бы снижение цен на проезд в метро. Однажды поднявшись, цены уже не опустятся, уверены депутаты Киевсовета. При этом наверняка вырастут тарифы на торговлю для всего мелкого бизнеса, работающего в метро. «Компании нацелены на получение прибылей, которые метрополитен, по сути, социальный транспорт, не может предоставить. Одно дело вывести на окупаемость – это реально, другое дело – дать хотя бы 10-процентную рентабельность», - считает Андриевский.
Кто за?
Парламент еще не рассматривал законопроект о внесении изменений в законы «О приватизации государственного имущества» и «О списке объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации». К народным депутатам с просьбой не поддерживать проект приватизации метрополитена уже обратилась фракция Киевсовета «Республика Киев». «Наша фракция единодушна, приватизации метрополитена допустить нельзя. Это стратегический объект, подземный монополист, которым киевляне будут вынуждены пользоваться всегда, как всегда будут покупать соль. И только 100% собственности общины на него может быть гарантией влияния на тарифообразование», - гласит обращение депутата фракции, председателя постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта и связи Дмитрия Олийныка. «Такое решение – это редкая глупость и глумление над людьми. Здесь частная собственность будет вредна», - безапелляционно заявил в интервью «Столице. Главред» экс-министр экономики, депутат от Блока Николая Катеринчука Владимир Лановой.
Их коллеги в парламенте пока что официально против такого решения. «Этот проект в нашем комитете не пройдет. По крайней мере, могу точно сказать, что метрополитен мы вычеркнем. Это объект социально важный и не может быть частным», - говорит глава подкомитета по вопросам приватизации государственного коммунального имущества Александр Бондарь. По его словам, такой проект в парламенте еще не видели, и лично он его не изучал, однако уже явно видно, что он поднимает недопустимые вопросы.
Впрочем, даже если парламент примет этот законопроект, решение – выставлять или не выставлять метрополитен на приватизацию - будут принимать в Киевсовете. И тогда от количества денег в бюджете и от «нужности» объекта близкому к власти бизнесу будет зависеть судьба киевской подземки.
Джерело: «Столица. Главред»
Антирейдерский союз предпринимателей Украины
Остановить рейдерство, обеспечить безопасность бизнеса
Национальный комитет защиты предпринимательства
Группа компаний Корпоративная безопасность
Защита собственности, поддержка предпринимательства