antiraider.org  

Сократилось ли количество рейдерств благодаря новому закону в 2017 году?
Сократилось ли количество рейдерств благодаря новому закону в 2017 году?
У нотариусов есть определенный уровень недопонимания относительно того, за что и как Минюст отключает их от реестров. Мы договорились, что создадим рабочую группу, которая создаст методику с четко определенными критериями отключения реестров и аннулирования свидетельств.

Этой осенью на украинских полях возобновятся конфликты между аграриями и рейдерами
Этой осенью на украинских полях возобновятся конфликты между аграриями и рейдерами
В сентябре-октябре 2017 года на украинских полях может обостриться конфликт между арендаторами земель и рейдерами. Вероятно применение оружия и человеческие жертвы.

В Смілянському району розгорнулася справжня війна за урожай проти зазіхання фірми-рейдера
В Смілянському району розгорнулася справжня війна за урожай проти зазіхання фірми-рейдера
Анатолій Тихенко має накладні, згідно з якими, саме він засівав цю ділянку. А збирати урожай – приїхали сторонні люди. У 2008 році фермер Тихенко взяв дану землю в оренду. Її термін закінчився у кінці 2013-го. З того часу,за словами фермера, обласний Держгеокадастр затягує з продовженням договору.

Избиты люди «Антирейдерского союза»
Избиты люди «Антирейдерского союза»
В Киеве, на ул. Л.Толстого, 41 под офисом строительной кампании «ГЕОС» около 30 бандитов напали на мирный пикет Антирейдерского Союза. Избиты люди. Скорая увезла раненого. Милиция не вмешивается. Я дал команду активистам предпринять меры по самозащите.


Кому и зачем нужен закон Украины «Об акционерных обществах»?

11/08/08
Недавно в «Зеркале недели» (№24 за 2008 год) была опубликована статья А.Ефименко «Нужен ли Украине закон «Об акционерных обществах»?». В ней автор пытается проанализировать ситуацию, сложившуюся вокруг принятия закона «Об акционерных обществах». Отмечается, в частности, что «...многочисленные провалы по голосованию различных вариантов законопроекта в Верховной Раде свидетельствуют о том, что народные избранники не были до конца искренни, а украинский бизнес пока что не видит в этом законе для себя важных преимуществ или дополнительных возможностей и предпочитает сохранять статус-кво (Закон «О хозяйственных обществах»)...»

К величайшему сожалению, приходится согласиться с такой оценкой ситуации, наблюдающейся в Украине на протяжении последних почти десяти лет. Так, начиная с 2000 года на рассмотрении Верховной Рады ІІІ, IV, V и VI созывов находился проект закона Украины «Об акционерных обществах» — в различных редакциях, внесенных народными депутатами и Кабинетом министров. Безрезультатно.

Неотложная необходимость принятия специального закона, который бы урегулировал существующие проблемы создания и деятельности отечественных акционерных обществ, обусловлена несколькими важными факторами.

Количество акционерных обществ в Украине составляет около 32 тыс., из них 11 тыс. — открытые и почти 21 тыс. — закрытые. Они производят почти 75% валового внутреннего продукта страны. Именно в акционерных обществах сосредоточено свыше 60% промышленно-производственного потенциала Украины.

Действующий Закон «О хозяйственных обществах» 1991 года не обеспечивает элементарной защиты прав как крупных, так и мелких акционеров и не регулирует многие вопросы управления акционерными обществами, что приводит к многочисленным корпоративным конфликтам, негативно сказывающимся на финансовом положении и производственной деятельности предприятий. От этого страдает международный имидж Украины во всем мире.

Несовершенство и пробелы в действующем законодательстве усложняют нормальную работу крупных инвесторов, ставят их в зависимость от срывов общих собраний, судебной волокиты и прочих препятствий, которые чинятся со стороны других инвесторов.

Благодаря массовой приватизации большая часть населения Украины стала акционерами. И хотя количество граждан-акционеров постепенно уменьшается, по последним данным, почти треть населения страны (около 15 млн.) остается держателями акций. Неудовлетворительное состояние законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг и деятельность акционерных обществ, создает широкие возможности для безнаказанного нарушения прав мелких акционеров. Вместе с тем из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ граждане лишены практической возможности продать принадлежащие им ценные бумаги по справедливой цене.

Необходимость принятия закона «Об акционерных обществах» обусловлена также вступлением в действие с 1 января 2004 года Гражданского кодекса Украины, прямо предусматривающего существование в законодательстве Украины специального «акционерного» закона. Кодекс существенным образом меняет сложившиеся нормы, которые регулируют деятельность акционерных обществ, но детально не прописывает порядок их применения и содержит отсылки к специальному закону, которым должны конкретизироваться те или иные нормы.

Таким образом, принятие отдельного закона об акционерных обществах приобретает не только актуальность, но и обязательный характер. Вместе с тем оно создает правовые предпосылки для максимально возможной гармонизации интересов различных категорий участников корпоративных отношений: государства, крупных и мелких акционеров, членов трудового коллектива и менеджмента, населения в целом.

Остановимся на интересах в принятии закона каждого из участников системы корпоративных отношений.

Интересы государства

Появление в корпоративном законодательстве нашей страны закона «Об акционерных обществах» будет иметь важное положительное влияние с учетом сразу нескольких обстоятельств.

1. Рост положительного имиджа Украины в мире будет способствовать экономическому развитию страны, повышению конкурентоспособности отечественной экономики, дальнейшему признанию Украины как страны с рыночной экономикой.

2. Дальнейшая адаптация отечественного законодательства к законодательству европейского сообщества, что особенно актуально с учетом вступления Украины в ВТО и переговоров с ЕС о создании зоны свободной торговли и заключении углубленного соглашения.

3. Необходимость принятия специального закона «Об акционерных обществах» отмечают все без исключения международные эксперты, приезжающие в Украину, в частности эксперты Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейской комиссии. Потому принятие закона, который будет отвечать лучшей мировой практике корпоративного управления, прежде всего стандартам Организации экономического сотрудничества и развития, повысит в глазах наших партнеров авторитет Украины как страны, выполняющей взятые на себя обязательства.

4. Проект закона «Об акционерных обществах», направленный на улучшение в Украине инвестиционного климата, будет поощрять как внутренних, так и внешних инвесторов, а следовательно, стимулировать реинвестирование полученных доходов в экономику страны, а не вложение инвестиций за ее пределами.

5. Привлекательность вложений в акции и защита акционеров будут способствовать росту капитализации акционерных обществ, что позитивно скажется на увеличении поступлений от приватизации.

6. Поскольку государство владеет пакетами акций многих акционерных обществ, положения проекта закона о защите прав акционеров направлены и на защиту прав и интересов государства как акционера, равноправного с другими держателями акций.
Интересы крупных инвесторов

Правовая защищенность акционеров, предусмотренная законом об акционерных обществах, отвечает и интересам крупных инвесторов, поскольку они:

— смогут защищать свои права и охраняемые законом интересы цивилизованными методами и будут меньше зависеть от конъюнктуры власти, политических предпочтений, административного влияния и т.д.;

— получат широкий доступ к дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам, в частности накоплениям пенсионных фондов, вместе с расширением доступа их предприятий к традиционным видам заимствований (банковские кредиты, эмиссия облигаций и т.п.);

— оставляя за собой контрольный пакет акций, мажоритарные акционеры получат возможность привлечь на предприятия серьезных инвесторов, которые придут с готовностью, если их права будет защищать закон, а не договор, который можно признать недействительным в судебном порядке;

— получат защиту от недружественных поглощений, поскольку рост капитализации предприятий сделает такие приобретения дорогими и экономически невыгодными.
Интересы миноритарных акционеров, прежде всего населения

1. Урегулирование вопросов выплаты дивидендов.

Жалобы, поступающие от акционеров в различные государственные органы, прежде всего в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, свидетельствуют, что в наибольшей степени акционеров беспокоит невыплата дивидендов.

Иногда акционеров не удовлетворяет непринятие общим собранием решения о выплате. Однако зачастую проблема состоит в невыплате уже начисленных дивидендов, затягивании (иногда на годы) сроков выплаты дивидендов некоторым категориям акционеров, выплате дивидендов продукцией, производящейся акционерным обществом и т.п.

Потому в отличие от действующего Закона «О хозяйственных обществах», согласно которому сроки и порядок выплаты дивидендов определяются уставом, предлагаемый закон «Об акционерных обществах» должен установить порядок, форму и предельный срок выплаты дивидендов непосредственно акционерам. В случае несоблюдения установленных требований по выплате дивидендов согласно решению собрания акционер сможет через суд добиваться защиты своих прав.

Урегулирование вопросов выплаты дивидендов будет способствовать и выполнению доходов госбюджета.

2. Установление порядка реализации акционерами преимущественного права на приобретение акций дополнительной эмиссии.

Такое право и установленный законом «Об акционерных обществах» порядок его реализации позволит каждому акционеру приобретать дополнительно размещаемые акции пропорционально количеству уже принадлежащих ему акций, а следовательно, сохранить свою долю в уставном капитале общества.

В отличие от Закона «О хозяйственных обществах», который только декларирует преимущественное право акционеров на приобретение дополнительно выпущенных акций, законопроект «Об акционерных обществах» раскрывает содержание этого права и содержит детально прописанный механизм его реализации. Этот механизм также будет защищать государственные доли в акционерных обществах от размыва и обесценивания их стоимости.

3. Закрепление за акционером права «на несогласие» с решениями общего собрания акционеров, а также порядок его реализации.

Законопроект «Об акционерных обществах» предусматривает, что такое право будет возникать у акционера в тех случаях, когда решение общего собрания ущемляет его права, и когда этот акционер голосовал против принятия общим собранием такого решения.

Согласно закону, основанием для подачи акционером требования о выкупе обществом принадлежащих ему акций может быть решение о реорганизации общества или серьезные действия с имуществом общества, скажем, приобретение крупного (контрольного) пакета акций другим акционером. Так называемое право акционера на несогласие существует во многих странах мира.

4. Расширение круга вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания.

К таким вопросам должно быть отнесено, в частности, принятие решений о выкупе обществом собственных акций, о совершении правовых действий на сумму, превышающую 25% стоимости активов общества. Это позволит акционерам более активно, чем сейчас, влиять на принятие важнейших решений относительно деятельности предприятия, в том числе в части определения судьбы имущества предприятия.

Вместе с тем многие вопросы должны быть отнесены к компетенции наблюдательного совета общества, в частности решение вопросов об: аннулировании акций или продаже ранее выкупленных обществом акций; о размещении и о выкупе обществом других ценных бумаг, кроме акций; об утверждении рыночной стоимости имущества в случаях, предусмотренных этим законом; о выборе аудитора общества, регистратора (депозитария) общества и т.п.

5. Усиление роли наблюдательного совета и обеспечение участия в нем представителей различных групп акционеров.

Согласно проекту закона «Об акционерных обществах», наблюдательный совет является органом, определяющим стратегическую политику общества и осуществляющим контроль за деятельностью исполнительного органа.

Действующий Закон «О хозяйственных обществах» оставляет определение полномочий наблюдательного совета на усмотрение устава, что позволяет не наделять совет, призванный представлять интересы акционеров в период между проведением общих собраний, реальными полномочиями. В противовес этому, закон «Об акционерных обществах» будет содержать перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции совета и не могут быть переданы исполнительному органу.

Следует иметь в виду, что эффективно защищать интересы акционеров наблюдательный совет может лишь в том случае, если его состав максимально отражает реальное распределение сил среди акционеров. Потому проект закона «Об акционерных обществах» предусматривает использование кумулятивного голосования при избрании членов наблюдательного совета, при котором количество акций, принадлежащих акционеру, умножается на количество мест в наблюдательном совете, и акционер получает право отдать все подсчитанные таким образом голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими претендентами. Такой порядок голосования позволит акционерам, не владеющим контрольным пакетом акций общества, иметь своего представителя в наблюдательном совете. Подобный порядок избрания совета наиболее эффективен для акционерных обществ с большим количеством акционеров и многочисленным советом.

Таким образом, благодаря усилению роли наблюдательного совета в будущем законе «Об акционерных обществах» и обеспечению представительства акционеров, владеющих средними по размеру пакетами акций, акционеры получат возможность более эффективно контролировать деятельность общества.

Пока же, с учетом и аргументом, приведенных в этой статье, профильный комитет Верховной Рады Украины по экономической политике, а также комитет по финансам и банковской деятельности завершают подготовку проекта закона «Об акционерных обществах» для его принятия во втором чтении и в целом. Будем надеяться, что, несмотря на сложную политическую ситуацию, народные депутаты из разных политических лагерей смогут подняться над своими амбициями и интересами собственных политических партий и осенью примут столь необходимый для всей страны закон.

В противном случае ожидания государства, мажоритарных и миноритарных акционеров на установление цивилизованных и общепринятых правил игры под названием «корпоративное управление» останутся в Украине всего лишь мечтами.

Максим ЛИБАНОВ (начальник отдела развития законодательства на рынке ценных бумаг Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку)


Источник:  Зеркало недели
Посилання на джерело:  Antiraider.ua

Повернутися до розділу


Інші публікації: