Московские рейдеры на украинской земле
02/07/07 |
|
Власти Харькова близки к тому, чтобы определиться с дальнейшей судьбой воздушных ворот своего города. В ближайшее время аэропорт может перейти под контроль российской компании «Московское речное пароходство», принадлежащей миллиардеру Роману Троценко.
Мэрия первой столицы Украины уже давно пытается пристроить в частные руки коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Харьков», однако пока что успеха на этой стезе власти достичь не смогли. Вначале они вынашивали идею передачи аэропорта в концессию, теперь же в городе заговорили о возможности продажи его имущественного комплекса. Заинтересованность в последнем варианте развития событий, по данным «ДС», высказало российское ООО «Транспортно-промышленная группа «Московское речное пароходство», которое пообещало вложить в развитие аэропорта $200 млн в течение пяти лет.
Россияне являются не единственными претендентами на получение контроля над харьковской воздушной артерией — в мэрии говорят, что кроме МРП соответствующее желание испытывает некая чешская компания, название которой пока не оглашается. Скорее всего, речь идет о компании Penta Investments, которая в прошлом году проявляла интерес к харьковскому предприятию. Эта структура обладает немалым весом: ее активы оцениваются в сумму около $1 млрд, а основные интересы сосредоточены в энергетике. Позиции россиян выглядят более предпочтительно: «Московское речное пароходство» входит в группу «Промышленное развитие» московского предпринимателя Романа Троценко, состояние которого оценивается почти в $1,5 млрд. Основой его бизнеса является офисная недвижимость в Москве, однако в последнее время г-н Троценко стал проявлять активный интерес к авиации. В прошлом году «Промышленное развитие» создало холдинг «Евроазиатская аэропортовая компания», которая сейчас управляет крупными пакетами акций трех российских аэропортов — ОАО «Аэропорт Толмачево», ОАО «Авиапредприятие «Алтай» и ОАО «Челябинское авиапредприятие». Россияне уже успели заявить о планах расширения своего влияния на просторах СНГ, в связи с чем их интерес к харьковскому аэропорту выглядит вполне логично.
Возможно, эти обстоятельства в совокупности с осведомленностью россиян о правилах ведения бизнеса в Украине (г-н Троценко контролирует киевское ЗАО «Волжско-Днепровская судоходная компания») привели к тому, что в мэрии Харькова не скрывают своих теплых чувств к «Московскому речному пароходству». Городские власти так сильно хотят видеть МРП в качестве инвестора, что даже согласны изменить свои первоначальные планы относительно передачи аэропорта в долгосрочную аренду. «Мы рассматриваем все возможные варианты сотрудничества, учитывая огромное стратегическое значение для Харькова аэропорта в развитии экономики, поднятии уровня бизнеса, да и просто удобства добираться в тот или иной уголок Украины или мира. Поэтому мы готовы пойти на серьезные уступки со стороны городских властей ради того, чтобы новый современный аэропорт в нашем городе существовал», — заявил по этому поводу мэр Харькова Михаил Добкин, добавив, что предложение россиян является «самым реальным».
На сегодняшний день местные власти требуют от будущего инвестора провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта, построить новый пассажирский терминал и купить современное навигационное оборудование. Помимо этого, в «нагрузку» к аэропорту они предлагают россиянам рассмотреть возможность покупки ОАО «Авиалинии Харькова» (99,99% акций принадлежит государству), которое сейчас находится под угрозой ликвидации. В мэрии говорят, что «Московское речное пароходство» готово пойти на эти условия.
По словам чиновников, инвестор будет выбран по результатам конкурса, но не уточняют ни его условий, ни сроков проведения. В любом случае местные власти явно спешат провести тендер. Официальная причина — подготовка городской инфраструктуры к чемпионату Европы по футболу 2012 г. Как заявил Михаил Добкин, через Харьков могут добираться на матчи болельщики, поэтому аэропорт необходимо привести в порядок.
Впрочем, продажа аэропорта может и не состояться, поскольку Министерство транспорта Украины рассматривает возможность получения над ним контроля. В частности, на прошлой неделе директор КП «Международный аэропорт «Харьков» Виталий Бура сообщил, что Минтранс потребовал подготовить данные об аэропорте «для возможной передачи его из коммунальной в государственную собственность». Поэтому, если россияне действительно испытывают в нем острую необходимость, им нужно готовить чемоданы с аргументами для руководства Минтранса, способные охладить его собирательский пыл.
Елена Доспехова
Юрий Еремин
Источник: Деловая столица