Одесский припортовый: что в нем такого ценного?
05/05/08 |
|
Сидишь и наблюдаешь себе по телевизору: чиновники бегают туда-сюда, берут штурмом Фонд государственного имущества. Тем временем Премьер Юлия Тимошенко обещает, что аукцион по продаже Одесского припортового завода состоится не 6 мая, как она раньше планировала, а уже 20 мая: «Думаю, перенесем дату проведения конкурса на неделю. Но это связано исключительно с тем, что не все претенденты зарегистрировались в Антимонопольном комитете». На воспоминания о том, что указом Президента Виктора Ющенко остановлено действие распоряжения правительства, которым утверждены условия конкурса на приватизацию завода, Тимошенко говорит без малейшего стеснения: «Мне неинтересна эта суета. Приватизация Одесского припортового будет в мае, как мы и договаривались. Все, точка».
Ющенко слушает, утирается и выпускает на сцену оппонентом главу Фонда государственного имущества госпожу Семенюк-Самсоненко: «Сегодня нет никаких правовых оснований для продолжения конкурса по продаже Одесского припортового. Разве что можно захватить Фонд госимущества. Даже если появится вопрос процедуры объявления конкурса, собрания конкурсной комиссии, – все это по закону нужно начинать заново». Заявления Юлии Тимошенко о неизбежности приватизации предприятия в мае 2008 года Валентина Семенюк-Самсоненко считает «революционной риторикой Премьера и дежурной атакой на Фонд госимущества».
А у Тимошенко тоже есть свои люди, которые умеют перед журналистам убедительно выступать. Прибегает министр Кабинета Министров Петр Крупко и говорит: «Вето Президента Ющенко на правительственное постановление, которое утверждало условия приватизации предприятия, не является причиной для отклонения самого конкурса. Проведение приватизации Одесского припортового не требует решения правительства, это является быстрее актом политической поддержки, поскольку окончательные условия конкурса утверждает комиссия по приватизации. Этого достаточно из позиции закона о приватизации».
В общем, с их обменом любезностями все понятно. Общение в стиле «дурак – сам дурак» так традиционно и живет. А мы постоянно читаем переписки Ющенко и Тимошенко в прессе. То есть, их взаимный обмен комментариями на разные темы. На спорные темы они общаются исключительно на страницах отечественных СМИ. Которые, как озолотившиеся павлины, уже пестрят чередой заказных материалов на тему: «Как олигархи Тимошенко Одесский припортовый завод приватизируют» или «Президент срывает план приватизации, озабоченной судьбой Украины». В итоге народ и не понимает, что на самом деле там, у них у всех наверху, происходит. С виду как дети малые, в самом деле. Думаем, вот взяли бы Ющенко и Тимошенко – и встретились бы хоть раз по проблемным вопросам. Обсудили, чайку попили бы, кризисы порешали бы, отношения выяснили бы, Одесский припортовый завод поделили бы. Но не могут ведь. А знаете, почему? Сейчас мы вам об этом расскажем.
Одесский припортовый хотят купить все иностранцы…
А начнем мы свой рассказ со слов: «Химическая промышленность – это важнейшая часть российской экономики. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что на ее долю приходится от 6 до 8 % внутреннего валового продукта Российской Федерации».
Неспроста ведь мы нашли российский след в этой истории с Одесским припортовым заводом. Как, впрочем, и американский след тоже. Ведь самый крупный экспортер на мировом рынке аммиака – это Россия (19 %) и южноамериканские Тринидад и Тобаго (около 27 % совокупного экспорта). А наибольшим мировым импортером аммиака были и остаются США. По цифрам на них припадает порядка 46 % мирового импорта этого продукта. Россия на равных соревнуется с Тринидад и Тобаго в обеспечении «демократических» континентов аммиаком. И потребность в его импорте у Европы и Америки постоянно растет. На это влияет и закрытие заводов, производящих там аммиак, из-за повышения цен на сырье. Аммиак в основном используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды (по аммиачному методу) и других продуктов химической промышленности. Так что врагам генетически модифицированных продуктов надо было бы в первую очередь уничтожать аммиак. Шутка. А жидкий аммиак используют в качестве растворителя.
Для большей ясности добавим: основные потребители аммиака – это не только США, но и Европа, а также Индия, Корея, Турция, Таиланд, Китай. Самые крупные экспортеры на мировом рынке – это не только Тринидад и Тобаго на пару с Россией, но и Украина (10 %), Индонезия (10 %), Канада (9 %). И вот теперь мы уже вплотную подобрались к проблеме американцев, европейцев и россиян вокруг Одесского припортового завода, который в Украине хотят продать уже не в первый раз. Этот завод – эффективное химическое предприятие, занимающее по объемам производства аммиака второе место в Украине и обеспечивающее работой около 4 тысяч человек. Ему и принадлежат единственный в стране терминал по перевалке аммиака мощностью 4,7 млн тонн в год, и крупнейшее в Европе аммиакохранилище емкостью 120 тысяч тонн. Вот здесь и спрятался настоящий международный интерес.
С помощью терминала и аммиакопровода Украина, являясь транзитером российского аммиака, может существенно влиять на расклад в производстве и торговле химической продукцией как в мире, так и в соседней стране. И, главное, контролировать объем производства и экспорта аммиака крупнейшего в мире ОАО «ТольяттиАзот» в Российской Федерации. И правительство Украины уже в пятый раз в течение одиннадцати лет собирается продать одного из крупнейших в стране производителей удобрений (аммиака и карбамида) – Одесский припортовый завод. Для объективности напомним, что, придя к власти в 2005 году, Президент Виктор Ющенко тоже говорил, что завод надо продать якобы на таких же честных основаниях, как продавали индусам «Криворожсталь». Что касается Одесского припортового, то, помнится, тогда возмущенные депутаты внесли в Верховной Раде завод в список объектов, не подлежащих приватизации. А Ющенко ветировал их решение.
Но потом, в декабре 2005 года, все же сказал, что завод, являющийся монополистом на общегосударственном рынке специализированных услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака, продавать нельзя. Почему Виктор Ющенко так резко поменял свое решение? Тогда, помнится, ему все-таки удалось выйти на Владимира Путина и наконец-то впервые со времен своей инаугурации разделить с ним газовые бизнес-интересы. Что было до этого, напомним вкратце: Одесский припортовый завод в январе – октябре 2005 года (после прихода Ющенко к власти вследствие Оранжевой революции) снизил объем транзита российского аммиака на 3,4 % – до 1550,4 тыс. т, метанола – на 13,5 % – до 236,2 тыс. т. А транзит российского карбамида завод вообще уменьшил на 20 % – до 134,3 тыс. т. Российские олигархи наряду с государственными компаниями терпели убытки. Со стороны это выглядело так, что Ющенко давил на Путина, заставляя быстрее решиться взять его в долю в газовом бизнесе.
…но завод – все еще объект стратегического значения
И вот Президенты Украины и России в конце 2005 года втихаря таки договорились о новых газовых соглашениях – создали «РосУкрЭнерго». Виктор Ющенко тут же сказал, что Одесский припортовый завод нужно оставить в государственной собственности. Но информационная бомба о возможной продаже им уже была запущена, потому вопрос о приватизации завода всплывал еще несколько раз на протяжении 2006–2007 годов. Например, объявленный в прошлом году конкурс по продаже Одесского припортового завода был остановлен указом Президента Украины. Виктор Ющенко впервые признал: «Продажа входящего в состав Одесского припортового комплекса по перевалке аммиака в Одесском порту может привести к недобросовестной конкуренции из-за монополизации этих услуг».
Но мы конкретизируем эти его слова, ввиду того что у нашего Президента есть слабость говорить туманно и обтекаемо. Это, между прочим, порождает череду передергиваний, которые потом следуют за его заявлениями. Одесский припортовый завод специализируется на производстве аммиака и карбамида, перегрузке химической продукции, поступающей из стран СНГ на экспорт. Когда Ющенко хотел продавать Одесский припортовый завод, цех по перегрузке аммиака предполагалось присоединить к государственному предприятию «Укрхимтрансаммиак». О том, что выделение этого цеха, как, впрочем, и любого другого подразделения предприятия, из единого комплекса, грозило экологической безопасности жителей прилегающих населенных пунктов (в том числе и самой Одессы), наш Президент вспомнил только после общения с Владимиром Путиным. До сакраментальной встречи с ним в Украине открывалась перспектива распродать завод по частям. В итоге цех на сегодняшний день до сих пор остается в ведении Одесского припортового завода. А вот за проходящий по территории Украины аммиакопровод, от деятельности которого зависит экспортный потенциал и развитие крупнейших предприятий химической отрасли России и Украины, отвечает государственное предприятие «Укрхимтрансаммиак».
Еще во времена Советского Союза, 11 октября 1979 года, от Горловского завода «Стирол» (Украина) к Одесскому припортовому заводу был проведен мощный аммиачный трубопровод. Вторая его часть пролегла от города Тольятти (Россия) к городу Купьянск. Так родился магистральный аммиакопровод – уникальный по своему техническому решению и назначению объект, который транспортирует жидкий аммиак (химическое вещество) на экспорт к странам Европы, Азии и далекого американского континента – из России через территорию Украины. Его длина территорией России – 1400 километров, через территорию Украины – 1018 километров. Так что аммиакопровод четко держит российских бизнесменов возле украинского Одесского припортового завода.
И россиянам с экономической точки зрения нет даже смысла заниматься перенаправлением маршрутов транзита. Несмотря на то что компания «ТольяттиАзот» сейчас заканчивает строительство комплекса по перевалке аммиака в порту «Тамань» (Краснодарский край), россиянам невыгодно перекачивать туда весь аммиак, потому что у них нет возможности перегружать необходимые объемы из-за неблагоприятных погодных условий (150 дней в году порт штормит). Там, скорее всего, будет осуществляться перевалка объемов аммиака, превышающих транзитные возможности Украины. Транзит же через порт Вентспилс (Латвия), через который транспортируется часть аммиака, обходится им на $60/т дороже в сравнении с Украиной. А это колоссальные средства, если уж говорить об объемах транзита в 0,5–1,5 млн т. К тому же и фрахт судна в одесском порту Южный обходится дешевле.
На данный момент компания «Укрхимтрансаммиак» является координатором поставок российского и украинского аммиака трубопроводом и железнодорожным транспортом, и напрямую работает с трейдерами и производителями. Когда в середине 2005 года Виктор Ющенко шантажировал россиян продажей Одесского припортового завода, в Фонд государственного имущества собрались проводить его реструктуризацию. Поскольку транспортные системы (в данном случае – цех перегрузки аммиака) согласно законодательству не могут быть приватизированы, Минпромполитики и ФГИУ приняли решение о передаче цеха на баланс государственного предприятия «Укрхимтрансаммиак». На сегодняшний момент завод остается в руках государства, потому вопрос о его разделении на две составляющие (завод по производству аммиака и перегрузочный комплекс) так и не был решен. В итоге правы сейчас те, кто говорит, мол, Юлия Тимошенко выставляет на продажу украинский объект стратегического значения.
А вот, кто может до конца месяца купить Одесский припортовый завод, если она таки будет настаивать на его продаже? Раньше заинтересованность в покупке завода проявили 15 компаний, среди которых был «Еврохим», норвежская Yara International АSA, эстонский «Нитроферт» (входит к Group DF Дмитрия Фирташа), «Днипроазот» группы «Приват» (Игорь Коломойский), «Азот» и «Укринвест» Александра Ярославского, Концерн «Стирол», банк HSBC (Великобритания), инвестиционная компания «Конкорд Капитал», «Нафтохимимпекс» Константина Жеваго. А еще российская кампания «Сибур», акционером которого является «Газпромбанк», контролируемый Владимиром Путиным. Но ему Юлия Тимошенко ни за что не согласится продать Одесский припортовый завод. Мало нам сейчас верится и в то, что завод купит кто-то из украинских олигархов, преданных Юлии Тимошенко. Она нынче делает ставку на крупных западных бизнесменов, имеющих влияние на европейские демократические институты (ЕС, ООН, Совет Европы и так далее), ожидая от них полной поддержки на президентских выборах 2009 года.
Вроде вывода, что ли. Так что Юлия Тимошенко объявила о намерении своего Кабинета Министров продолжить подготовку тендера по Одесскому припортовому заводу – после решения Административного суда Киева, приостановившего наложенный Президентом Украины Виктором Ющенко запрет. Ее ставленник в Фонде госимущества Украины Андрей Портнов назначил тендер по продаже 99,52 % акций производителя минеральных удобрений Одесского припортового завода на 20 мая. Осталось подождать неделю.
А там интересно будет следить за реакцией Виктора Ющенко, когда в стране штурмовать станут не мало кому интересные пустые кабинеты ФГИ, а уже сам завод. Прогнозируем, что Президенту в связи с этим даже придется на время отвлечься от глубоких исторических раздумий о том, кто появился в Украине первым: трипольцы или древляне. Так что настраивайте в телевизорах свои антенны – интересно посмотреть на петушиные бои а-ля «кто в стране главный руководитель?», которые ожидаются после тендеров 20 мая 2008 года.
Елена Дудко
Источник: УРА-Информ