Первый рейдерский синдикат
13/11/08 |
|
Мы начинаем серию расследований о самых крупных рейдерских организациях современной Украины. Первая - и по масштабам «работы», и по уровню «крыши» в разных политических лагерях - группировка двух нардепов: Александра Едина (Партия регионов) и Богдана Губского (БЮТ). В компаньоны два политика-бизнесмена выбрали себе достаточно интересного персонажа - бывшего пермского уголовника, гражданина РФ Александра Капитонова (больше известного в узких кругах по прозвищу «Капитошка»).
Несмотря на то, что последний, вроде как, разыскивается УБОП и прокуратурой, рейдерский синдикат продолжает успешно работать, отбирать объекты и недвижимость у бизнесменов средней руки, «решать вопросы» с судьями.
Един: ходьба по трупам
Возможностью спокойной жизни Александр Един пренебрегал еще в застойные времена. После окончания университета он рекрутируется в ряды ГРУ и три года проводит в горячих точках - сначала в Афганистане, затем в Мозамбике. В кризисные 90-е А.Един, как и многие выходцы спецслужб, получил возможность использовать приобретенные навыки для построения «дикого капитализма». Правда, удивительным образом почти все бизнес-партнеры Едина после нескольких лет сотрудничества уходили в мир иной.
Карьера экс-спецслужбиста началась с женитьбы на дочери замминистра транспорта и гендиректора железной дороги Леонида Железняка. Благодаря тестю семейное предприятие ЗАО «Интерконтракт» (международные перевозки) росло, как на дрожжах. Очень скоро под контроль семьи попадают десятки предприятий, некогда относившихся к железнодорожному хозяйству, на которые через систему субподрядов и поставок переправляли часть финансового потока государственного инфраструктурного предприятия. Среди них - ОАО «Львовэнергоремонт», ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие», ОАО «Спецжелезобетон», ЗАО «Светловодский завод», ОАО «Гидроэлектромонтаж», ОАО «Рыжевский гранитный карьер», ОАО «Центролит» и другие.
Приватизация тестем и зятем железной дороги нравилась не всем. В 1997 году начались преследования Железняка, инициированные самим президентом Кучмой, в результате чего бывший главный железнодорожник переехал навсегда в Россию и отдал бизнес зятю. Един один входит в затяжное противостояние с начальником Юго-Западной железной дороги Борисом Олейником. 11 октября 1999 года Борис Олейник гибнет от руки неустановленного киллера, а уже через несколько месяцев начальником «Укрзалізниці» становится Георгий Кирпа.
О близости Едина и новоназначенного гендиректора «Укрзалізниці» свидетельствует интересный факт: именно у Едина Кирпа жил первое время после переезда из Львова. Георгий Кирпа плодотворно использовал выстроенную единской семьей систему вымывания финансов транспортного монополиста. Александр Един занял роль администратора и «младшего партнера». Старые схемы Едина при Кирпе процветали.
Новый министр и его бизнес-помощник также продолжали взращивать новые проекты на финансовом теле государственного монстра. Вместе они стали совладельцами «Экспресс-банка», обслуживавшего многочисленные счета Минтранса и его структурных подразделений, вместе основали страховую компанию «Интертрансполис» (дочернее подразделение - «Интер-Полис»).
В 2004 году случилась вторая смерть, круто повлиявшая на судьбу бывшего спецслужбиста. Гибнет основной стержень группы - Георгий Кирпа. Некоторые свидетели тех событий уверяют, что, когда стало понятно, чем закончится оранжевая революция, Александр Един начал активно «сливать» старшего партнера - Кирпу (кстати, это одна из версий «самоубийства» министра транспорта). Един начинает активно сближаться с давним соратником по фракции «Единая Украина» Богданом Губским. К слову, именно эти два нардепа и убежденных «кучмиста» были замечены в числе первых, кто пришел в штаб поздравить Ющенко с победой на выборах. Для новых политических пристрастий бывший партнер был опасной обузой. Более того, как выяснилось позже, перебежчик в качестве приза за смену политической ориентации сам рассчитывал получить место министра транспорта. Эта позиция позволила бы ему без всяких партнеров контролировать выпестованный механизм отъема денег у транспортной отрасли Украины. Но расчет Едина не оправдался.
Новые властители страны имели другое мнение по поводу транспортной отрасли и едва ли не с первых дней начали планомерно выдавливать единские предприятия от государственных денег.
В 2006 году оборот «Интер-контракта» составил уже 50 млн грн (в 2002-м - 700 млн). Была продана часть в «Экспресс-банке», прекратилось сотрудничество «Укрзалізниці» со страховыми компаниями.
Альянс Губский-Един
Политэкономические траектории Александра Едина и Богдана Губского сошлись достаточно давно. Своим знакомством они обязаны увлечению «киевской группы» транспортной темой. Квинтэссенцией этого увлечения стало лоббирование Суркисом и Медведчуком на место министра транспорта главы «Укрзалізниці» - Георгия Кирпы.
В 2005 году Един входит во фракцию Губского «Единая Украина», оба вскоре оказываются во фракции БЮТ, из которой Един позже выходит и присоединяется к Партии регионов.
Богдан Губский, подобно Александру Едину, играл роль финансового менеджера группы, являясь совладельцем многих предприятий и бизнес-схем группы. После оранжевой революции произошел тихий (за исключением загадочного самоубийства банкира Ляха) распад группы. Собственные активы Богдана Губского - агропромышленный бизнес - гарантировали новоявленному бютовцу безбедную жизнь. Однако после миллиардных потоков бывшей материнской ФПГ Губскому, как и Едину после краха железнодорожной бизнес-империи, накопленных богатств оказалось мало. Оба ищут способ нарастить богатство, и оба его находят в рейдерстве. А накопленный за предыдущий период капитал влияния начинают использовать на отъем собственности.
Таким образом, люди, которые состоялись как бизнесмены в условиях неформализованных и запутанных отношений собственности, теперь решают превратить подобные отношения в основной источник доходов. Для этого у них есть как значительные рычаги влияния на судебную и правоохранительную сферу, так и серьезная политическая «крыша». Причем члены синдиката всегда стараются «диверсифицировать» риски, чтобы оставаться на плаву при любых раскладах украинской политики. К примеру, переход Едина из БЮТ во фракцию «Регионы» никак не повлиял на партнерство обоих персонажей. А только улучшил их позиции - теперь группа получила две политические крыши от двух самых крупных политических сил.
Становление синдиката: Черкассы, Кременчуг, киевская земля
Первыми жертвами устремлений рейдеров стали ОАО «Черкассыгаз» и Кременчуцкий сталелитейный завод. В 2005 году первый в результате удачной атаки попадает под влияние структур Губского, второй в 2006-м захватывает Един в пользу третьей стороны. Един прекрасно знал слабые места своей жертвы, поскольку Кременчуцкий сталелитейный завод некоторое время был в его собственности. Еще в 2002-м Един получил над ним контроль путем рейдерской схемы, а спустя два года его продал.
В 2007 году НАК «Нефтегаз Украины» возвращает областное газораспределительное предприятие, и Губский делает отчаянную попытку вернуть предприятие, но неудачно. С 2005-го и по сей день Богдан Губский осуществляет захваты больших земельных площадей на территории Киевской, Полтавской, Черкасской и ряда других областей. Чтобы облегчить задачу по Киевской области, Богдан Губский, пользуясь крышей БЮТ, заменил всех шефов БТИ в области. Это позволило ему на данный момент захватить, по некоторым подсчетам, 37 тыс. гектаров ликвидной земли столичного региона вокруг Кагарлыка, Обухова, Козина, Переяслав-Хмельницкого, Канева.
В мае 2008 года группа совместными усилиями атаковала порт «Южный», на который в качестве директора попытались посадить сына коллеги по парламенту Юрия Крука. Попытка, как известно, провалилась. В апреле группа предприняла неудачную попытку захватить крупный бизнес-центр на улице Хвойки в Киеве. В августе 2008 года синдикат нападает на Киево-Святошинское управление земельных ресурсов. Туда Богдан Губский пытался завести в качестве руководителя своего человека, имея на руках постановление суда о его назначении.
Партнер из России
Все названные атаки отличает единство методов и ресурсов. К примеру, исполнителем силовых акций в ходе практически всех перечисленных рейдерских операций является некто Александр Капитонов, известный в криминальных кругах под прозвищем «Капитошка», который с недавних пор находится в розыске. О художествах Капитонова достаточно детально можно почитать в расследовании сайта «Украина криминальная» (первая и вторая части).
Уточним только, что процветать ОПГ «Капитошки» стала после тесного знакомства с Александром Единым, который, кроме всего прочего, является кумом Капитонова. А ныне беглый авторитет числится помощником народного депутата, и на дверях его офиса на втором этаже здания по Шота Руставели, 16, красуется надпись: «Приемная депутата А.Едина».
Показательно, что в этом же здании двумя этажами выше находится офис Едина, а на самом верху - Богдана Губского. Всех троих объединяет причастность к крупному недострою «Дніпровські вежі» - тридцатипятиэтажным зданиям на Троещине. Вместо обанкротившегося «УкрАзияБуд» застройщиками объекта стали совместное предприятие Едина и Капитонова «Капвей», а также фирма «Этьен-Вест», руководимая Александром Кожедеровым - еще одним специалистом по силовым захватам, который близок к Губскому. Дела у стройки не пошли лучше, скорее, наоборот: инвесторы с 2006 года отчаялись увидеть свои квартиры и, скорее всего, таки не увидят - те по нескольку раз перепроданы и перезаложены.
В «ставке» на Шота Руставели - сердце синдиката. Именно там разрабатываются хитроумные схемы отъема собственности, планируются «полевые работы» для исполнителей, а также ведется отработка защитных мероприятий.
Главным юридическим прикрытием рейдерских атак заведуют Един и Губский через выходы на председателя Верховного Суда Василия Онопенко, способного повлиять на позицию любого украинского судьи. В Генпрокуратуре синдикат пользуется «услугами» одного из заместителей генерального прокурора. С некоторых пор Александр Един у него - едва ли не самый частый гость. На Резницкой даже шутят, что на дверях приемной уже давно пора менять табличку. Богдан Губский «в общак» приносит контроль над черкасскими судами, в частности Сосновским районным судом г. Черкасс, Шполянским районным судом Черкасской области. В последнем из них принималось нужное рейдерам решение по двум абсолютно разным объектам - бизнес-центру на улице Хвойки, а также по земуправлению Киево-Святошинского района Киевской области.
Конечно, «местечковыми» судами дело у рейдеров ограничивается редко. Поэтому, когда встает вопрос о влиянии на более маститых представителей Фемиды, оба нардепа «заходят на огонек» к своему хорошему знакомому - главе ВСУ Василию Онопенко. Тот же не чурается лично обзванивать представителей судейского корпуса в интересах синдиката.
Непосредственно судебными процессами по рейдерским захватам заведуют юристы Губского, а также подручные «Капитошки» Александр Пластовец и Игорь Игнатов. В отдельных случаях к захватам подключается еще один партнер Богдана Губского - черкасский бизнесмен и народный депутат от БЮТ Кузьменко.
Показательно, что в этом же здании двумя этажами выше находится офис Едина, а на самом верху - Богдана Губского. Всех троих объединяет причастность к крупному недострою «Дніпровські вежі» - тридцатипятиэтажным зданиям на Троещине. Вместо обанкротившегося «УкрАзияБуд» застройщиками объекта стали совместное предприятие Едина и Капитонова «Капвей», а также фирма «Этьен-Вест», руководимая Александром Кожедеровым - еще одним специалистом по силовым захватам, который близок к Губскому. Дела у стройки не пошли лучше, скорее, наоборот: инвесторы с 2006 года отчаялись увидеть свои квартиры и, скорее всего, таки не увидят - те по нескольку раз перепроданы и перезаложены.
В «ставке» на Шота Руставели - сердце синдиката. Именно там разрабатываются хитроумные схемы отъема собственности, планируются «полевые работы» для исполнителей, а также ведется отработка защитных мероприятий.
Главным юридическим прикрытием рейдерских атак заведуют Един и Губский через выходы на председателя Верховного Суда Василия Онопенко, способного повлиять на позицию любого украинского судьи. В Генпрокуратуре синдикат пользуется «услугами» одного из заместителей генерального прокурора. С некоторых пор Александр Един у него - едва ли не самый частый гость. На Резницкой даже шутят, что на дверях приемной уже давно пора менять табличку. Богдан Губский «в общак» приносит контроль над черкасскими судами, в частности Сосновским районным судом г. Черкасс, Шполянским районным судом Черкасской области. В последнем из них принималось нужное рейдерам решение по двум абсолютно разным объектам - бизнес-центру на улице Хвойки, а также по земуправлению Киево-Святошинского района Киевской области.
Конечно, «местечковыми» судами дело у рейдеров ограничивается редко. Поэтому, когда встает вопрос о влиянии на более маститых представителей Фемиды, оба нардепа «заходят на огонек» к своему хорошему знакомому - главе ВСУ Василию Онопенко. Тот же не чурается лично обзванивать представителей судейского корпуса в интересах синдиката.
Непосредственно судебными процессами по рейдерским захватам заведуют юристы Губского, а также подручные «Капитошки» Александр Пластовец и Игорь Игнатов. В отдельных случаях к захватам подключается еще один партнер Богдана Губского - черкасский бизнесмен и народный депутат от БЮТ Кузьменко.
Джерело: Трибуна