Порты Украины: бизнес не пустили к морю
11/02/08 |
|
Украинские морские порты давно входят в сферу интересов отечественных и зарубежных финансово-промышленных групп. Правда, заполучить эти активы пока не представляется возможным. Глава Минтранссвязи Иосиф Винский категорически исключил возможность их приватизации.
Отечественные ФПГ присматриваются к отечественным морским портам. Правда, для них морпорты представляют интерес не как самостоятельный бизнес, а как расширение возможностей для экспорта своей продукции и импорта сырья. Несколько лет назад государство обещало построить на северо-западе Крыма близ озера Донузлав крупнейший в Украине портово-промышленный комплекс, который смог бы обеспечить необходимую пропускную способность для украинской экономики. Однако данный проект был провален, и украинские ФПГ начали самостоятельно искать пути решения своих транспортных проблем.
Мы делили апельсин
На сегодня в МТП работают структуры практически всех украинские ФПГ: «Метинвест» Рината Ахметова (Севастопольский МТП), группа «Приват» (МТП «Южный»), Ferrexpo Константина Жеваго (Одесский МТП). Высказывают заинтересованность в покупке портовых активов и корпорация ИСД и «АрселорМиттал Кривой Рог». «Рвение» отечественных группы в морпорты объясняется не только стремлением удешевить затраты на логистику при сбыте своей продукции, но и обеспечить собственные нужды в импорте сырья.
Известно, что украинские морпорты не ориентированны на прием судов большого дедвейта. А именно такими судами «торгуют» мировые сырьевые компании. Соответственно, отечественная инфраструктура не в состоянии обеспечить импорт сырья, на что в прошлом году сетовали ряд меткомпаний, в частности, «Метинвест», «АрселорМиттал Кривой Рог», ИСД, которым необходимо завозить большие партии коксующихся углей и железной руды.
Под пристальным наблюдением украинские порты находятся и у российского капитала. В числе заинтересованных финансово-промышленных групп РФ числится «Металлоинвест» Алишера Усманова, который с помощью украинских портов, намерен увеличить объемы экспорта продукции Михайловского ГОКа в Европу. Национальными портами интересуются также нынешние владельцы Инвестсбербанка в тандеме с корпорацией «Уралсиб», российская компания «Северсталь», «Национальная контейнерная компания», которая зашла в Ильичевский МТП, запустив проект строительства контейнерного терминала (Учредителями НКК являются ЗАО «Северстальтранс» и First Quantum, которым принадлежит по 50% акций компании).
Также изъявляют желание овладеть украинскими портами и казахские нефтяные компании, заинтересованные в приобретении собственных мощностей на Черном море. Их выбор пал на Феодосийский морпорт, где находится нефтетерминал. Однако, после резкого сокращения перевалки казахской нефти через порт, предприятие находится в сложном положении. Поэтому именно сейчас его можно купить относительно дешево.
Собака на сене
Спрос на услуги портов растет с каждым годом. Подтверждением этого служит то, что в 2007 г. перевалка грузов морпортами превысила рекорд 1990 г.: 123 млн. т грузов против 121 млн. т. Растут и финансовые показатели - доходы увеличились на 9%, до 4,8 млрд. грн., а чистая прибыль – на 38%, до почти 430 млн. грн. Тем не менее, этого недостаточно, чтобы самостоятельно осилить инвестиционные планы по расширению мощностей под потребности ФПГ. Характерно, что порядка 90% доходов портов в прошлом году «ушли» по статье расходы даже несмотря на то, что нормы отчислений в госбюджет для портов были снижены с 50% до 15%.
Одним из возможных вариантов решения этой проблемы может стать корпоратизация и приватизация морских портов. Сейчас такая возможность ограничена законодательством Украины, а также решением конституционного суда, которое нивелировать крайне проблематично. Напомним, что еще во второй половине 90-х гг. МТП вошли в список объектов, не подлежащих приватизации. Соответственно, чтобы запустить частный бизнес в порты, заключались непрозрачные истории с договорами аренды между портами и фирмами их обслуживающими. Порты передавали часть своих функций по обслуживанию грузов доверенным стивидорным компаниям.
В 2006 г. казалось, что процесс приватизации портов сдвинется с мертвой точки. Тогдашний министр транспорта и связи Виктор Бондарь планировал осуществить планомерную продажу портов в несколько этапов. Согласно его планам, сначала в руки частных инвесторов должны быть переданы, так называемые «малые» порты, которые не имеют возможности существенно увеличивать грузоперевалку и привлекать грузы на больших судах. Позже – некоторые стратегические порты.
Идею приватизации в отрасли поддерживал и Николай Рудьковский, а вот его бывший однопартиец Иосиф Винский выбрал социалистический путь развития морской отрасли. Он предложил правительству утвердить концепцию развития портов, в которой вроде как предусматривается их коммерциализация.
Однако, в госсобственности планируется закрепить акваторию, землю, железную дорогу и автодорогу. Стивидорную деятельность, по мнению министра, можно отдать и частные руки. Стоит отметить, что почти такая же система действует нынче, поэтому, в чем проявляется коммерциализация портов, трудно понять. Единственное, что можно констатировать, - это желание ведомства закрепить госмонополию в портовом хозяйстве. Впрочем, у крупного бизнеса есть рычаги влияния как на правительство, так и на парламент, чтобы не допустить этого.
Виталий Кравченко, Алексей Левицкий
Источник: UGMK.info