Продажная политика
11/06/08 |
|
Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект о Государственной программе приватизации на 2008-2012 гг. Приватизационная программа не содержит конкретного перечня госпредприятий, которые предполагается выставить на продажу. Как заявил первый заместитель министра экономики Анатолий Максюта, документ заменит собой госпрограмму приватизации, принятую еще в 2000 году, и определит новую стратегию и приоритеты, цели и условия приватизации госимущества.
Игра на ничье
Главная цель авторов программы – за пятилетку 2008-2012 гг. завершить приватизацию как глобальный проект изменения структуры собственности в стране. По истечении этого срока в государственной собственности предполагается оставить в основном стратегические предприятия, которые на продажу не собираются выставлять в принципе. Поэтому за эти самые пять лет Кабинет министров намерен, во-первых, продать ряд крупных предприятий, во-вторых - завершить продажу мелких госпакетов акций, в-третьих - максимально сократить список находящихся в собственности государства недостроенных объектов и избавиться от убыточных предприятий. Приватизацию стратегических объектов обещают проводить с учетом утвержденной правительством программы развития соответствующих отраслей. Новшество документа в том, что мелкие госпакеты акций Кабмин собирается продавать на открытых биржевых торгах, а стратегические предприятия - обязательно на аукционах.
Обсуждение программы в сессионном зале Верховной Рады продемонстрировало все основные мнения относительно приватизации, которые разделяют сегодня отдельные политики и группы граждан. Как всегда, против продажи госсобственности выступают левые, представленные сегодня в парламенте только коммунистами. Правда, нынешний скромный вес левых в ВР компенсируется наличием у них стратегической должности: идею сохранения имущества в госсобственности по мере сил воплощает и глава Фонда госимущества, социалистка Валентина Семенюк-Самсоненко. По ее словам, нет нужды избавляться от ликвидных предприятий, которые могут успешно наполнять госказну. Скептики, правда, отмечают, что кроме заботы о государственных интересах такие заявления продиктованы также желанием укрепить собственный статус. Ведь чем больше собственности находится в управлении ФГИ, тем больший вес имеет руководитель ведомства. При этом украинские реалии на сегодня таковы, что многие предприятия, формально пребывающие в государственной собственности, фактически могут работать на частных лиц. В качестве примера можно назвать компанию «Укрнафта» - крупнейшую отечественную нефтегазодобывающую компанию, которая обеспечивает свыше 93% добычи нефти, 40% газового конденсата и 18% газа от общей добычи этих углеводородов в Украине. 51% акций «Укрнафты», как известно, владеет национальная компания «Нефтегаз Украины». Фактически же эта компания работает в интересах группы «Приват», поскольку 42% акций через аффилированные структуры контролирует ЗАО «Приватбанк». Разумеется, имея симпатиков в руководстве ФГИ, подобные операции самые разные финансово-промышленные группы могут проводить и с другими предприятиями.
Другой способ «увода» государственной собственности был применен в случае с компанией «Дніпроенерго». 27 августа прошлого года собрание акционеров компании приняло решение увеличить уставной капитал на 52,1% - до 149,186 млн грн - путем выпуска дополнительной эмиссии акций. В результате доля Национальной энергетической компании «Энергетическая компания Украины» в уставном капитале «Дніпроенерго» сокращалась с 76,04% до 50%+1 акция, а входящая в состав корпорации СКМ «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) получала около 44,28% акций. Решение о допэмиссии было одобрено Кабинетом министров, и ДТЭК - опять же при помощи «своих» людей в руководстве компании - планировала установить над ней полный контроль. В случае с «Дніроенерго» планы ДТЭК были откорректированы в результате вмешательства нового Кабмина. 8 апреля Хозяйственная палата Верховного суда Украины вынесла решение о признании недействительными всех решений собрания акционеров «Дніроенерго» от 27 августа 2007 года, в том числе об увеличении уставного фонда.
Имущество второй свежести
Анализируя эти примеры, можно прийти к выводу о том, что лучше уж открытая приватизация с продажей предприятий с аукционов, чем скрытый «увод» госсобственности. В пользу приватизации говорят и данные о результатах работы приватизированных предприятий.
«На сегодня в стране 48% имущества приватизировано, и эти 48% предприятий производят в Украине 85% чистого дохода», - убеждает глава подкомитета по вопросам приватизации комитета Верховной Рады по экономической политике Александр Бондарь.
Тем более, что новая программа приватизации должна обеспечить большую прозрачность процесса. «Программа вводит новый механизм приватизации, когда основным способом приватизации стратегических объектов определяется открытый конкурс с признаками аукциона. Кроме того, в программе отменяются нормы, которые раньше позволяли определять победителя конкурса фактически заранее, когда, прочитав условия конкурса, можно было наперед сказать, кто его выиграет. Программа отменяет такие понятия, как промышленный инвестор и квалификационные требования к покупателям», - говорит господин Бондарь.
Кроме ярых противников и сторонников приватизации есть еще и политики, которые призывают сначала принять госпрограммы развития отраслей, определиться с возможными вариантами расходования средств, а уж потом приступать к большой распродаже. Законопроект о моратории на большую приватизацию зарегистрировал в Верховной Раде экс-министр экономики Анатолий Кинах. А президент Виктор Ющенко в своем письме к премьер-министру заявил, что в случае продажи, например, облэнерго 50% вырученных средств должны направляться на капитальные инвестиции в электроэнергетику – реконструкции линий электропередач, развитие энергогенерирующих мощностей и прочее.
В общем, можно заявить, что противники поспешной приватизации не отрицают ее как таковую, а лишь призывают тщательно подготовиться. Другое дело, что постоянное откладывание большой приватизации может сыграть против государства. В качестве примера можно привести госкомпанию «Укртелеком», о приватизации которой говорят уже десятилетие. И если сначала эксперты были настроены оптимистично в отношении продажи «Укртелекома», то теперь будущее компании выглядит не радужно. Долгое время «Укртелеком» пользовался положением монополиста на рынке фиксированной связи, обслуживая большинство стационарных абонентов. Однако развитие CDMA-связи, а также массовое подключение украинцев к мобильным операторам сделало услуги «Укртелекома» для многих просто не нужными. «Если приватизацию «Укртелекома» не провести сейчас, я уверен, что через год эта компания станет банкротом и ее продадут за долги», - говорит господин Бондарь. Выход для компании – развивать коммуникационные услуги нового поколения, например, связь третьего поколения, однако для этого нужны значительные капиталовложения, средств на которые нет.
Судьба, подобная укртелекомовской, может ожидать и другие крупные предприятия. Возможно, что многие критики приватизации того же Одесского припортового завода просто не хотят сейчас платить за это предприятие рыночную цену, а предпочитают подождать пару лет, пока оно дойдет до грани банкротства. Это, впрочем, не значит, что сейчас нет желающих купить предприятие на закрытом «конкурсе» на тех же условиях.
Как бы там ни было, скандалы с продажей крупнейших предприятий в этом году уже снизили их привлекательность в глазах серьезных инвесторов. И бороться за такие привлекательные активы сегодня склонны все больше отечественные бизнесмены, лучше иностранцев знакомые с украинскими схемами лоббирования и защиты собственности. Сузив же круг потенциальных покупателей, власти тем самым сокращают возможную выручку от большой приватизации. Впрочем, с другой стороны, как утверждают сторонники преобладания национального капитала в экономике, такую цену государство должно себе позволить заплатить – за это самое преобладание.
Анастасия Дяченко
Источник: Трибуна