Прокурор Крыма Виктор Шемчук: проблема рейдерства – показатель слабости власти
25/12/06 |
|
Выдержки из интервью прокурора Крыма Виктора Шемчука:
То Генпрокуратура находит здесь какие-то неслыханные «земельные» нарушения, то «самозахватчица» среди бела дня выбрасывается из окна чиновничьего кабинета, то рейдеры активизируются, а то вдруг опять подоспеет коррупционный скандал.
Кроме того, в Крымском Верховном совете – никак не могут выяснить, кто же у них там заседает – члены преступных группировок или все-таки депутаты. Причем, выясняется это громко, на всю страну. Народ на полуострове живет активный, политически подкованный, референдумы здесь проводятся раньше, чем во всей остальной Украине. Скажем, не так давно в Крыму провели свой собственный референдум по поводу вступления в НАТО. Так что у прокурора автономии Виктора Шемчука забот хватает, ведь именно ему приходится «бдеть» за порядком на полуострове. Последний год в Крыму выдался особенно богатым на скандалы.
«Рейдерами в Англии называли корабли, получившие от королевы разрешение грабить вражеские суда»
В последнее время в Украине стали много говорить о проблеме рейдерства. Судя по вашему недавнему выступлению, Крым в этом отношении «впереди планеты всей», и в автономии сейчас действует 12 организованных бизнес-группировок, которые занимаются рейдерством…
Это не совсем так. Мы действительно установили 12 предприятий, учредителями которых, как правило, являются одни и те же юридические и физические лица, которые в Крыму занимаются так называемым рейдерством. Я более чем уверен, что рейдерство есть во всех регионах и в Крыму его не больше чем в любой другой области. Но мы одни из первых, кто заговорил об этом вслух, привлек к этому явлению всеобщее внимание. Поводами для этого послужили факты незаконных судебных решений по Никопольскому заводу ферросплавов, принятому Феодосийским судьей, решение по рынку Озерка - судьей Алушты. Проверяя законность этих решений, мы установили и другие аналогичные факты, когда с помощью различных коррупционных схем, в том числе и с участием лиц в судейских мантиях, происходило «недружественное поглощение» предприятий, передел собственности. Помимо указанных неправосудных судебных решений мы установили факты захвата рейдерами ряда пансионатов, возбудили дела в отношении руководителей предприятий, арбитражных управляющих, которые получали крупные взятки за бесплатную передачу имущества, активов, промышленных площадок, акций предприятий.
С чем, по-вашему, связана такая активизация рейдеров?
Давайте исходить из самого понятия рейдерство. В Британии так называли корабли, которые получали от королевы разрешение грабить торговые суда стран, с которыми Англия находилась в состоянии войны. Потому надо изначально понять – кто в государстве освятил это явление, обратить внимание на судей (как правило, это одни и те же люди), которые принимают такие решения. Сейчас нам будет проще, потому что Верховный Совет Украины принял закон, усложняющий жизнь рейдерам - он запрещает судам принимать решения относительно предприятий, расположенных в других регионах. Как только он вступит в силу, суды не смогут влиять на экономические процессы, их решения не будут парализовывать деятельность предприятий.
Кстати, а какие меры приняты в отношении судей, которые издали незаконные решения?
По поводу Феодосийского судьи, который принимал решение по Никопольскому заводу, мы инициировали обращение в Высший совет юстиции. Рассмотрев наши доводы, Высший совет согласился с ними и понизил его квалификационный статус. Судья остался работать в суде, но уже в другой должности. Что же касается Алуштинского служителя Фемиды – прокуратурой поставлен вопрос о нарушении им присяги судьи и привлечении его к ответственности. Этот вопрос тоже в компетенции Высшего совета юстиции, который свое решение еще не принял.
Виктор Викторович, вы сказали, что необходимо понять, кто «освятил» у нас в стране рейдерство. Означает ли это, что власть играет на руку определенным людям или кланам и видите ли вы в этом определенный политический подтекст?
Нет, политики здесь мало. Я больше рассматриваю это как слабость власти. К примеру, рейдерство в России появилось раньше, чем у нас. Но там оно быстро вспыхнуло и так же быстро сгорело, потому что власть очень быстро отреагировала на все проявления недружественного поглощения предприятий. Скажем, для того, чтобы победить рейдерство в России, была проведена двухмесячная операция, в результате которой 60 судей, которые принимали незаконные решения, были привлечены к дисциплинарной и уголовной ответственности, и когда их вычленили из общей цепочки, рейдерство пошло на спад. Сейчас эти проблемы в России есть, но они абсолютно не влияют на экономическую ситуацию страны в целом. Что касается нас, то если так дальше пойдет, рейдерство превратится в, не побоюсь этого слова, угрозу национальной безопасности страны – в первую очередь экономической, потому что ни один из инвесторов не будет вкладывать в Украину деньги. В том же Крыму нужны действительно большие инвестиции в рекреационный комплекс, в строительство, но никто из бизнесменов не решится на это, пока не будет гарантии, что их имущественные и корпоративные права будут защищены.
То есть корень зла – в неспособности власти решить проблему?
На самом деле наша власть до последнего времени не предпринимала активных шагов в этом направлении. Только последние три месяца, после того, когда стали бить во все колокола, появились публикации в прессе, началось инициирование внесения изменений в действующее законодательство, проведение мероприятий по обучению тех же предпринимателей способам противостояния поглощению или перераспределению собственности. А ведь это явление существует у нас давно. Скажем, захваты облэнерго – это то же самое рейдерство, только в то время мы еще не знали этого модного слова.
Более того, можно говорить, что захваты земли – это тоже своеобразное рейдерство. Потому что каждый клочок земли в государстве кому-то принадлежит – пайщикам, сельхозпредприятиям, находится в коммунальной либо государственной собственности.
Юлия Ким