Тимошенко пристегивает ремень безопасности
17/01/08 |
|
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко бьет очередную тревогу: «Необходимо срочно разработать законопроект, регламентирующий процедуру приватизации аэропортов, их систем безопасности, а также взлетно-посадочных полос». И дает задание Минтранссвязи, Фонду госимущества и Минэкономики сделать это совместными усилиями.
Тогда как эксперты уверены: профильное законодательство в этой отрасли не нужно. «У нас есть общее законодательство, которое в достаточной мере регулирует вопросы приватизации тех или иных объектов», - отметил газете «СЕЙЧАС» Александр Бондарь, первый заместитель главы Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации. То есть объекты, ради которых г-жа Тимошенко готова принять новый закон (взлетно-посадочные полосы, навигационное оборудование, системы безопасности. – «СЕЙЧАС»), достаточно включить в список объектов, запрещенных к приватизации, считает эксперт.
У Александра Рябченко, директора Международного института приватизации и управления собственностью, иное мнение на этот счет. Для отрасли будет лучше, если подобный закон будет принят, говорит он. «Аэропорты - это особая сфера, и их приватизация – это не то же самое, что приватизация промышленных предприятий. Эти объекты имеют серьезную специфику, на сегодняшний день многие аэропорты находятся в таком состоянии, что требуют очень больших инвестиций. Поэтому будет правильно, если особенности приватизации этого сектора будут учтены в специальном законе», - пояснил г-н Рябченко газете «СЕЙЧАС».
Однако в первую очередь правительство должно разработать концепцию реформирования отрасли, уверен г-н Рябченко, из которой и будет следовать, что должно остаться за государством, что – в коммунальной собственности, а что – пойти на приватизацию.
Напомним, некоторое время назад Министерство транспорта и связи Украины уже начинало разработку специальной программы по переводу украинских аэропортов из коммунальной собственности в государственную. Однако тогда эта идея не получила поддержки в лице представителей местных властей. Также Минтранс предлагал разделить имущество нынешних коммунальных аэропортов на монопольно-государственное (взлетно-посадочная полоса и навигационная техника) и муниципальное (аэровокзальный комплекс). Однако на сегодняшний день такое разделение также не проведено.
Действующее украинское законодательство запрещает приватизировать аэропорты общего назначения, находящиеся в государственной собственности, аэропорты же местного значения, которые находятся в коммунальной собственности, можно передавать в частную собственность, естественно, с учетом профиля и специальных особенностей объекта. Напомним, в перечень объектов госсобственности, запрещенных к приватизации, включены: Государственный международный аэропорт «Симферополь», Государственный международный аэропорт «Борисполь», аэропорт «Одесса» и Международный аэропорт «Харьков».
В ближайшее время, а именно уже в конце текущего – начале 2009 года, в Украине может быть внедрена авиационная политика открытого неба. А это значит, что наша территория откроется для осуществления рейсов любыми авиакомпаниями. В 2012 году в Украине пройдет чемпионат Европы по футболу. Эти факторы наряду с большим потенциалом украинского рынка авиационных услуг (по официальным данным, его рост составляет порядка 20-30% в год), привлекают в украинскую экономику серьезных и перспективных инвесторов. В результате украинскими региональными аэропортами заинтересовались как отечественные, так и зарубежные предприниматели.
«Интерес для инвесторов представляют все аэропорты, но приватизацию, скорее всего, начнут с мелких. Во-первых, нам нужно готовиться к Евро-2012, и с той аэропортовой структурой, которую мы имеем сейчас, мы просто не вытянем этих нагрузок. Во-вторых, у нас вообще транзитное государство по своей географии, поэтому глупо не использовать свои транзитные функции. Правительство должно было бы утвердить как главную программу своей деятельности реализацию концепции транзитной державы», - считает Александр Рябченко.
В то же время Александр Бондарь уверен, что для инвесторов украинские аэропорты интересны в первую очередь из-за большого количества земли, которая им принадлежит. «На этой земле можно построить все что угодно», - уверен эксперт. «Что касается реконструкции и дальнейшего использования объектов по назначению – этот вариант тоже нельзя исключать, но для заинтересованных лиц развитие авиабизнеса – вопрос второстепенный, в первую очередь их все-таки интересует земля», - утверждает он.
«Действительно, украинские аэропорты в основном расположены в городах или близко к населенным пунктам. И у этих аэропортов много земли, которая вызывает особый интерес у инвесторов», - соглашается г-н Рябченко. В том числе и по этой причине, считает он, данные вопросы должны регулироваться законом про приватизацию аэропортов, «чтобы приватизация была именно аэропортов, а не земли, за ними закрепленной».
Примечательно, что в Украине, кроме аэропортов гражданской авиации, существует и большое количество уже не функционирующих военных аэропортов, также вызывающих определенный интерес у инвесторов. В первую очередь, по словам экспертов, это объекты с тоннами некогда летающего металлолома, рядом с которыми давно нет воинских частей и которые годами простаивают, занимая гектары площади.
«Военные аэропорты – это уже другой вопрос, не менее сложный. По нашим законам, это военное имущество, поэтому вопросами их приватизации занимается Кабмин, который и принимает постановления о том, как приватизируется военное имущество», - отметил Александр Рябченко. Нужно учитывать, что в приватизации военных аэропортов есть интересы армии, и своя специфика, которой нет в гражданских аэропортах. «Но среди них действительно есть очень интересные аэропорты», - добавил специалист. При этом объединять особенности приватизации военных и гражданских аэропортов в один закон нельзя, иначе он никогда не будет принят, резюмирует г-н Рябченко.
ГЛАВНОЕ
Правительство готово урегулировать вопрос приватизации украинских аэпортов на законодательном уровне. Однако эксперты считают, что имеющихся проблем в отрасли этот нормативно-правовой акт не решит без грамотной концепции Украины как транзитного государства.
Понятно, что украинским аэропортам нужны инвестиции на реконструкцию, и немалые. Нынешнее их состояние вряд ли выдержит грядущие в связи с проведением в Украине Евро-2012 нагрузки. Да и желающих вкладывать средства в перспективное направление также достаточно. Вот только использование по назначению принадлежащих аэропортам объектов - вопрос, который требует дополнительного вмешательства.
Мария АЗОЯН
Источник: СейЧас