Украинский энергомаш скупят «Силовые машины»?
23/07/07 |
|
Российский энергомаш присматривается к украинским предприятиям. Пока они предлагают украинцам кооперацию в рамках обновления мощностей РАО «ЕЭС». Скорее всего, после этого последует скупка отечественных заводов.
Депрессия в энергомаше
Россия испытывает дефицит мощностей энергетического машиностроения, что напрямую связано со стагнацией отрасли в 1990-х гг. За это время ряд корпораций мирового уровня, например, Siemens, General Electric, Alstom, вышли на новый уровень оборудования, в то время как российские (да и украинские) предприятия сводили концы с концами.
Сейчас в России принята программа обновления, модернизации и расширения мощностей РАО «ЕЭС». Как ожидается, это поможет вытащить отрасль из депрессии. В ближайшие пять лет объемы нового строительства должны вырасти в полтора раза. Планируется, что к 2011 г. будет возведено 34 тыс. МВт новых энергомощностей, а не 21 тыс. МВт, как предполагалось ранее. Естественно, и годовые темпы нового строительства должны возрасти кратно: если в этом году будут пущены энергоблоки общей мощностью 2200 МВт, то уже к 2010 г. – почти 20 тыс. МВт.
Российские машиностроители заявляют о своей готовности удовлетворить повышающийся спрос. Они проводят модернизацию оборудования, принимают и реализуют программы по расширению мощностей. Кроме того, намереваются потеснить из сегмента сервисного обслуживания маститых западных конкурентов. Однако, всего этого недостаточно, чтобы РАО «ЕЭС» перешло на закупки продукции исключительно российского энергомаша.
Чтобы выдержать конкуренцию с иностранными корпорациями, россияне обратили свой взор на украинскую отрасль. Кооперация с украинскими предприятиями, которые ранее вместе с российскими заводами представляли собой единый производственный комплекс, несет им множество выгод. Отечественные мощности недозагружены. Кроме того, общее советское прошлое позволяет без проблем организовать производственную цепочку из украинских и российских предприятий.
Российские сваты
Летом 2007 г. Россия начала засылать в Украину своих представителей для проверки, настроены ли здесь на сотрудничество, как минимум, или на приватизацию энергомаша, как максимум. В июне, когда в Киеве побывал Сергей Кириенко, председатель Федерального агентства по атомной энергии («Росатом»), украинскому правительству поступило предложение обменяться активами в атомно-промышленном комплексе и создать СП с участием «Турбоатома».
Напомним, что к этому времени правительство сменило на «Турбоатоме» менеджмент, лояльный к «Сварог Эссет Менеджмент» (контролирует российский бизнесмен Константин Григоришин), и ввело предприятие в концерн «Укратомпром». Несмотря на то, что «Сварог» продолжает судебные тяжбы, ему пока не удается оспорить действия чиновников.
Следующим «сватом» стал генеральный директор «Силовых машин» Борис Вайнзихер. В июле он посетил харьковские заводы «Турбоатом» и «Электротяжмаш», Институт «Энергопроект»; а также сумские НПО им.Фрунзе и завод «Насосэнергомаш» для ознакомления с возможностями этих предприятий. По его словам, «Силовые машины» намерены привлечь предприятия энергомашиностроительного комплекса Украины к модернизации строительства электростанций в России.
«В России разработана громадная программа модернизации энергетики, и мы отчетливо понимаем, что работы хватит не только «Силовым машинам», и нам нужны помощники», - сказал Б.Вайнзихер. Так, до 2011 г. в РФ планируется пуск около 20 ГВт только новых мощностей, в то время как руководство «Силовых машин» оценивает возможности этой компании на соответствующий период - 8 ГВт. По его словам, потребность российского рынка в турбинах для гидроэлектростанций «Силовые машины» могут удовлетворить самостоятельно. Скорее всего, украинские предприятия будут работать на субподряде у российских (например, «Турбоатом» изготавливает турбину, а «Силовые машины» выступают основным поставщиком и изготавливают генератор).
Стоит отметить, что интерес россиян к украинским предприятиям энергомаша подстегивает также то, что Украине так и не удалось создать полноценный отраслевой концерн. Сейчас действия украинского правительства можно расценивать, как подготовку заводов к приватизации. Как только РФ создаст собственный холдинг в энергомаше (будь-то частный или государственный), они начнут активно скупать украинские заводы. Кстати, стоит напомнить, что часть из них уже контролирует российский бизнес в лице К.Григориншина («Запорожтрансформатор», НПО им.Фрунзе, «Зоря-Машпроект»).
Следующим «сватом» стал генеральный директор «Силовых машин» Борис Вайнзихер. В июле он посетил харьковские заводы «Турбоатом» и «Электротяжмаш», Институт «Энергопроект»; а также сумские НПО им.Фрунзе и завод «Насосэнергомаш» для ознакомления с возможностями этих предприятий. По его словам, «Силовые машины» намерены привлечь предприятия энергомашиностроительного комплекса Украины к модернизации строительства электростанций в России.
«В России разработана громадная программа модернизации энергетики, и мы отчетливо понимаем, что работы хватит не только «Силовым машинам», и нам нужны помощники», - сказал Б.Вайнзихер. Так, до 2011 г. в РФ планируется пуск около 20 ГВт только новых мощностей, в то время как руководство «Силовых машин» оценивает возможности этой компании на соответствующий период - 8 ГВт. По его словам, потребность российского рынка в турбинах для гидроэлектростанций «Силовые машины» могут удовлетворить самостоятельно. Скорее всего, украинские предприятия будут работать на субподряде у российских (например, «Турбоатом» изготавливает турбину, а «Силовые машины» выступают основным поставщиком и изготавливают генератор).
Стоит отметить, что интерес россиян к украинским предприятиям энергомаша подстегивает также то, что Украине так и не удалось создать полноценный отраслевой концерн. Сейчас действия украинского правительства можно расценивать, как подготовку заводов к приватизации. Как только РФ создаст собственный холдинг в энергомаше (будь-то частный или государственный), они начнут активно скупать украинские заводы. Кстати, стоит напомнить, что часть из них уже контролирует российский бизнес в лице К.Григориншина («Запорожтрансформатор», НПО им.Фрунзе, «Зоря-Машпроект»).
На пути к корпорации
Уже несколько лет правительство РФ последовательно проводит промышленную политику, цель которой является концентрация предприятий одной отрасли в рамках единого холдинга. Теперь очередь дошла и до энергетического машиностроения: в планах российских чиновников значится создание государственного концерна на основе «Силовых машин».
Если исходить из финансовых показателей работы «Силовых машин», то действительно существует необходимость формирования госхолдинга. Де-факто являясь крупнейшим российским производителем и поставщиком турбинного и генераторного оборудования, выручка компании в 2006 г. составила $580 млн., а убыток – $4 млн. В 2007 г. «Силовые машины» намерены получить доход $1 млрд. (в основном за счет программы РАО «ЕЭС»).
Впрочем, неизвестно, кто будет вести консолидацию российских и, возможно, украинских предприятий энергомаша. Сейчас 30,41% акций «Силовых машин» принадлежит группе «Интеррос» (Владимир Потанин), по 25% – РАО «ЕЭС России» и немецкому концерну Siemens. Еще 17% акций владеют портфельные инвесторы. Однако, обе российские компании намерены выйти из этого бизнеса.
Согласно утвержденной правительством РФ стратегии реформирования, РАО должно избавляться от непрофильных видов бизнеса и повышать эффективность работы профильных. Именно это и стало причиной того, что электроэнергетический монополист решил продать свою часть в «Силовых машинах». «Интеррос» уже в течение двух лет пытается продать «Силовые машины», поскольку они не вписываются в профиль концерна. В итоге Владимиру Потанину объяснили, что не стоит продавать актив без согласования с РАО ЕЭС.
Из текущих собственников только Siemens заинтересован в концентрации акций «Силовых машин» в частности и предприятий энергомаша в целом. Как известно, немцы уже пытались купить 73,5% акций «Силмаша», но в апреле 2005 г. получили отказ от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В качестве причины отказа указывалось то, что компания производит продукцию оборонного назначения.
Сейчас круг претендентов на «Силовые машины» достаточно широк. В последнее время поговаривают, что структуры, входящие в орбиту влияния Алексея Мордашова (владелец «Северстали»), уже подали в ФАС заявку на приобретение 100% акций «Силовых машин». Не исключено, что в процессе приобретения бизнесмен может столкнуться с конкурентами - компанией «Ренова» Виктора Вексельберга и «Базовым элементом» Олега Дерипаски. Кроме того, поторговатся за «Силовые машины» намерены подконтрольная Михаилу Абызову «Группа Е4» и государственный «Технопромэкспорт».
Богдан Морозов
Источник: UGMK.info