Внутренние разборки
09/06/08 |
|
Кто готовит рейдерский захват Проминвестбанка?
Несовершенное финансовое законодательство позволяет строить непрозрачные схемы, которые лишают миноритарных акционеров возможности продавать и покупать акции по рыночным ценам, а не по номинальным и т. д. Миноритарные акционеры Проминвестбанка имеют возможность испытать на себе все "прелести" отечественного финансового законодательства.
Вообще все происходящее вокруг Проминвестбанка весьма похоже на начало рейдерской атаки. Кто-то из акционеров, имеющих дружественные отношения с топ-менеджментом банка, решил завладеть акциями в объеме контрольного пакета. Так как банк зарегистрирован в форме ЗАО, вмешательство третьих лиц здесь исключено — акции могут продаваться и покупаться только существующими акционерами предприятия, которых насчитывается несколько десятков тысяч. Руководство банка уклоняется от любых комментариев на эту тему, что наводит на подозрение, что при его содействии и проводится рейдерская атака.
Это можно косвенно подтвердить и намерениями руководства банка на следующем собрании акционеров (30 июня, Бортничи) провести решение о дополнительной эмиссии акций для увеличения уставного фонда на 430 млн. грн. до 630,175 млн. грн. (по поводу чего акционеры и обратились в Генпрокуратуру, СБУ и ГКЦБФР). По мнению представителя акционеров Анны Тепляшиной, эта эмиссия не является экономически обоснованной: "Мы удивлены аргументами менеджмента банка о необходимости увеличить уставный фонд "для повышения финансовой стабильности банка", так как последние обнародованные отчеты свидетельствуют о положительной финансовой динамике". "Еще одним нашим требованием является оглашение реального состава акционеров банка", — сказала представитель акционеров.
Эксперты банковского рынка едины во мнении: Проминвестбанк является одним из самых закрытых относительно финансовой информации банков Украины. Глава правления Владимир Матвиенко сильно зарегулировал акционерные взаимоотношения в своем банке: регистратор и хранитель находятся в банке, все операции с акциями контролирует лично Матвиенко. Акционеры не имеют на руках сертификатов акций, которые выпущены в документарной форме, что является нарушением закона.
Вот как сам Матвиенко объясняет покупку акций банком у акционеров: "Проминвестбанк — акционерное общество закрытого типа… его акции не могут свободно продаваться на рынке. Так что разговор о рыночной цене акций в данном случае вообще неуместен — у них ее нет. Если бы мы пошли по пути индексации стоимости акций и выплачивали бы за них по десять номиналов, то, я уверен, подавляющее большинство акционеров сегодня же пожелало бы продать свои акции. И вместо 200 млн. грн. реального уставного капитала мы вынуждены были бы выплатить 1,5—2 млрд. Но у банка таких денег нет…". Следовательно, среди лиц, заинтересованных в том, чтобы продать предварительно скупленные банком у миноритарных акционеров акции, на первом месте стоит Владимир Матвиенко, который способен контролировать этот процесс и получить наибольшую выгоду от этого. Однако на вопрос о возможном покупателе ответа пока нет.
Не так давно в Проминвестбанке был крупный скандал. 24 апреля в санаторном комплексе "Башта" (Конча-Заспа) состоялось собрание акционеров Проминвестбанка, которое также оказалось знаковым. Многих акционеров охрана не пустила в помещение, где проходило собрание. Не были допущены и представители ГКЦБФР (которая, как известно, имеет данное законом право присутствовать на любом собрании акционеров), сотрудники СМИ и наряд милиции.
По словам акционеров, это происходит уже не первый раз. Руководство банка всегда находит повод, чтобы ограничить доступ на собрания, где принимаются стратегически важные решения. Методы самые разные: от проведения собраний в труднодоступных местах и отказа от рассылки персональных приглашений до банального недопуска к участию в собрании. Поэтому многие были вынуждены продать свои пакеты акций банку по номинальной стоимости, некоторые вообще не посещают собраний после подобных инцидентов. Акционеры в протоколе, составленном после недопуска их на собрание, потребовали выяснения таких вопросов, как создание на базе Проминвестбанка других организаций, имущественных прав на которые они уже не имеют, невыдача сертификатов и другой документации, подтверждающих имущественные права акционеров, им на руки.
Эдуард Ерохин
Источник: Кіевскій ТелеграфЪ