Юрлицом в грязь
19/11/07 |
|
Споры, связанные с деятельностью акционерных обществ, все чаще становятся предметом судебных разбирательств. При этом нередко участниками корпоративных конфликтов выступают рейдеры: умело используя ошибки в юридических документах, они реализуют достаточно сложные схемы захвата. Вопрос, как можно через суд защитить свои интересы в таких случаях, обсуждался в ходе семинара «Договоры в судебной практике», проведенного компанией ЛІГА ЗАКОН.
«Суды сегодня бдительно относятся к договорам и другим документам, с помощью которых оформляются хозяйственные отношения», - отметил адвокат Сергей Теньков. По его словам, судебная практика свидетельствует, что юридические ошибки при оформлении документов, как правило, невозможно исправить в последующие периоды, а тем более во время судебного рассмотрения соответствующего спора.
В то же время, отсутствие соответствующей печати, обязательных реквизитов, сомнения относительно авторства подписи и т. д. могут использоваться недобросовестными партнерами. Последние, для того чтобы добиться вынесения судебного решения в свою пользу, прибегают к различным махинациям – фальсифицируют договоры, подменяя целые листы из них или оформляя три отличных друг от друга экземпляра одного и того же договора.
«В моей практике были случаи, когда в одном и том же договоре значились разные реквизиты предприятия: в «шапке» – одни, в конце документа – другие. Изобретательность жуликов доходит до того, чтобы изменить пускай даже одно число в коде предприятия. Однако этого уже может быть достаточно, чтобы судебное решение с неверными данными о юридическом лице впоследствии не исполнялось», - рассказал г-н Теньков. По словам специалиста, во избежание таких неприятных юридических последствий лучше еще на стадии заключения договора подписывать и пропечатывать каждую его страницу, причем на всех без исключения экземплярах.
К слову, сама по себе печать имеет особое значение при оформлении договорных отношений между компаниями. Исходя из Гражданского кодекса, договор, заключаемый компанией, подписывается уполномоченными на это лицами и скрепляется печатью. Вместе с тем судебная практика показывает, что только из-за отсутствия печати на договоре последний не может быть признан недействительным. «При наличии действительных подписей уполномоченных на это лиц требование о письменной форме договора, по мнению судов, не нарушается, даже если печатью они не будут скреплены», - пояснил г-н Теньков.
Хотя для рейдеров печать (как, впрочем, и вся основная документация предприятия), безусловно, должна быть максимально недоступной. Для этого руководители компаний даже прибегают к хранению указанного в специальных конторах, создаваемых специально под эти цели. Причем контактируют с ними доверенные люди компании только с помощью секретных курьеров.
Как известно, часто применяемой схемой захвата является появление нового директора предприятия. Реализуя ее, рейдерам удается впоследствии распродать имущество предприятия. Вместе с тем возвращение в результате судебных разбирательств прежнего директора может стать основанием для признания всех последующих сделок по продаже имущества компании недействительными. И несмотря на то что покупатели такого имущества могут не подозревать о недобросовестности продавца, суды, руководствуясь законом, признают соответствующие договора купли-продажи недействительными и истребуют его из чужого незаконного владения.
Примечательно, что по действующему законодательству, внести изменения об исполнительном органе хозобщества в Единый госреестр предприятий и организаций Украины можно и без ведома прежнего руководителя, что, собственно, с успехом и используется рейдерами.
Залогом предотвращения таких махинаций со сменой директора компании, по мнению адвокатов, является юридически грамотно выписанный устав. «В нем можно закрепить как сложный с правовой точки зрения порядок смены исполнительного органа, так и солидную денежную компенсацию в случае досрочного прекращения трудовых отношений с директором», - считает г-н Теньков.
Обострение корпоративных конфликтов обуславливает практику, когда на общее собрание не допускаются определенные акционеры. Для этого применяются различные способы неуведомления миноритариев о проведении мероприятия. С целью подтверждения факта отсылки уведомления используются даже пустые конверты. Причем такие методы характерны не только для корпоративной, но и для хозяйственной практики в целом. Для изменения хода судебного разбирательства в свою пользу отдельные компании, подавая заявление в суд на своих контрагентов, стараются все сделать для того, чтобы последние ознакомились с исковыми документами уже непосредственно во время рассмотрения дела. Хотя, согласно Хозяйственному кодексу, копии таких документов должны быть заранее переданы ответчику. Имитируя такую передачу, недобросовестные субъекты направляют другой стороне спора просто пустые конверты либо же вкладывают в них листы чистой бумаги. Вскрыв такой конверт, доказать отсутствие в нем исковых материалов практически невозможно. «Именно поэтому следует распечатывать незнакомые конверты в присутствии свидетелей (в том числе работников почты) и оформлять это соответствующим протоколом, что впоследствии может послужить надежным письменным доказательством», - заключил адвокат Сергей Теньков.
Источник: Сейчас