Александр Кава: В Украине проходит рейдерский захват портов
06/07/09 |
|
Такая угроза нависла и над портом Южным - самым глубоководным и перспективным портом страны. И сегодня порт Южный вместо того, чтобы решать задачи дальнейшего усовершенствования работы, вынужден бороться с судебными исками, которые исходят от компании «Трансинвестсервис» (ТИС), точнее, ее «дочки» – предприятия «ТИС-Руда».
В январе 2009 года ООО «ТИС-Руда» подало в Одесский областной хозяйственный суд иск с требованием к порту Южному выплатить более 51,3 миллионов гривен – якобы за имущество, «полученное без правовых оснований». Оспариваемым имуществом ТИСовцы назвали акваторию порта в районе 18-го причала, на которой они самостоятельно провели дноуглубительные работы. При этом истцы не обращают внимания на то, что сам 18-й причал полностью включён в акваторию, отданную Кабинетом министров в пользование порту, и на то, что частная структура, по закону, не имеет права на отведение даже малой части акватории.
Руководитель Центра политического и экономического анализа Александр Кава считает, что действия ТИСа могут быть попыткой теневой приватизации украинских портов, которые находятся в государственной собственности. «Это может быть довольно-таки опасным прецедентом, поскольку в Украине помимо Южного есть и другие интересные порты: Одесский морской торговый порт, Ильичевский, Николаевский, Херсонский, где наряду с государственной собственностью присутствует много коммерческих структур, которые арендуют причалы и складские помещения. Несмотря на то, что по закону приватизация портов запрещена, в Украине, к сожалению, довольно часто решения принимаются в разрез существующего законодательства», - выразил свое мнение эксперт.
Также с 2007 года тянется так называемое «дело о портовых сборах». Тогда ООО «ТИС» и ООО «ТИС-Руда» обратились в Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) с требованием уравнять тарифы портовых сборов, которые порт Южный устанавливает для судов, подходящих к его причалам и к причалу, который обслуживает ТИС.
Александр Кава подтверждает, что порты – это очень лакомый кусочек в Украине, учитывая то, какой объем грузов проходит через них. «В последнее время все больше и больше частных структур смотрят на данный вид бизнеса. До финансового и экономического кризиса наблюдался стабильный рост грузопотока через порты Украины. В принципе портовые сборы в Украине отвечают среднемировым стандартам, поэтому стремление ТИСа снизить их можно объяснить желанием любым способом платить меньше. В мировой практике, размер портового сбора зависит не от расстояния, которое проходит корабль до причала, а от того, на сколько этот корабль маневрен. Это связано с тем, что когда заходит один корабль это создает препятствия для входа/выхода других кораблей. А порт заинтересован в том, чтобы как можно быстрее ставить корабли к причалу и, соответственно, забирать их", - объяснил Александр Кава.
Если бы суд принял решение удовлетворить исковые требования ТИСовцев, то это создало бы прецедент. По такой схеме можно было бы «бомбить» исками каждый причал, построенный в акватории порта – и в результате фактически парализовать предприятие.
Джерело: Цензор.Нет