«Громадський суд» в пользу ТЕКТа
10/07/07 |
|
Все началось с банального «семейного» дела. А в результате небольшого расследования оказалось, что некоторые антикоррупционные (как они сами себя величают) общественные объединения на самом деле работают на известных всей стране рейдеров. Очевидно, что страна имеет полное право знать своих «героев». Возможно, история о связях организации с претенциозным названием «Громадський суд України» и фондового спекулянта, компании «ТЕКТ» станет для кого-то поучительной.
На все руки мастера
Старая подруга как-то за бокалом вина рассказала дикую семейную историю. Ее соседка судится с родственниками покойного мужа за квартиру, которую супруг оставил в наследство своей благоверной. Дикость состоит в том, что брат покойного решил, что тоже имеет право на дорогущую столичную недвижимость. И, приложив немного усилий, добился, чтобы его несколько лет назад умершего брата признали… душевнобольным. Вот и мотив для того, чтобы завещание было оспорено. Тяжба шла явно не в пользу вдовы, и она начала искать, к кому бы обратиться за помощью. Знающие люди советовали хороших адвокатов. А кто-то из доброжелателей порекомендовал обратиться в некую общественную организацию – мол, там юристы вроде неплохие. После разговора с представителем «Громадського суду» (название навевает воспоминания о застойных 1970-х, общественном порицании и товарищеских судах) и получения довольно внятной консультации вдова поняла, что за некоторую мзду ей могут помочь в решении этой семейно-квартирной «Санта-Барбары».
Дело вроде идет хеппи-энду, и справедливость, которую приватизировал для предвыборных кампаний один известный политблок, действительно должна восторжествовать. Но тут настала моя очередь переспросить у своей подруги-рассказчицы истории, не ослышался ли я, и на самом ли деле в этой семейно драме согласился участвовать «Громадський суд України».
- А что тут такого? – пыталась выяснить моя собеседница.
- Да странно как-то, - ответил я.
И попытался объяснить:
- До сих пор я слышал об этом «суде» лишь то, что его «судьи» борются с коррупцией, выводят на чистую воду всяких крупных ворюг, и даже воюют с обнаглевшими в последнее время рейдерами. Странно, что они снисходят и до обычных гражданских дел.
Этот разговор навел на мысль, что интересно было бы узнать об этой организации побольше – кто это такие, что за определенную сумму готовы оказать правозащитные услуги.
Впервые о «Громадськом суде» довелось услышать после их же пресс-конференции по поводу каких-то диких махинаций в Керченском морском торговом порту. Тогда «громадські судді» представили долго рассказывали журналистам об огромном количестве финансовых нарушений в порту, и о желании заинтересованных лиц (как из числа руководства порта, так и их Кабмина) довести Керченский порт до банкротства. И хотя с доказательной базой у «Громадського суду», как выяснили в процессе журналисты, оказалось слабовато, намерение не дать скупить порт по дешевке вызвал вполне логичный «одобрямс». Вот только некоторые пассажи против министра транспорта насторожили. Мол, г-н Рудьковский встречаться не хочет, на обращения не реагирует и т.д.
Затем через месяц Николая Рудьковского «громадські судді» вспомнили вновь. На сей раз в контексте безопасности на транспорте: мол, есть кричущие нарушения, из-за чего уходят под откос поезда. А министр от общественности «прячется», и если никакой реакции от него не будет, последует (правда, не совсем логичное) обращение в Еврокомиссию. Впрочем, замысел читался издалека – обломать Николаю Николаевичу его контакты по развитию транспортной инфраструктуры, да так, чтобы его в Европе и видеть после этого не хотели. Примерно тогда же заговорили и о том, что против Рудьковского началась кампания по смещению его с поста министра. Наверное, опять стечение обстоятельств…
Кто здесь?
Но затем верх взяло уже профессиональное любопытство. Что же это за «общественное движение» такое (так их иногда называли в СМИ) – «Громадський суд України». Упоминания о коалиции антикоррупционных организаций под названием «Громадський суд України» встречается на самом деле нечасто. То его представители про экологию мусорной свалки под Киевом вещают. То против рейдерства выступят. Причем так рьяно, что аж диву даешься. Осенью прошлого года «Громадські судді» даже обращались в представительство Еврокомиссии и послу ЕК в Украине Йену Боугу с предложением создать постоянную комиссию, которая будет заниматься вопросами рейдерства у нас в стране. Интересно только, зачем это Еврокомиссии?
Зато во главу угла опять был поставлен частный случай, а именно – конфликт вокруг универмага «УТОК-Кировоград». А вот тут натыкаешься на самое интересное. Сей конфликт был довольно шумным. Тогда в борьбе за этот универмаг схлестнулись группа компаний «ТЕКТ» (Вадим Гриб) и местные бизнесмены. Схема была стандартной, как для «тактовских» штучек – купить подешевле, повысить капитализацию и продать подороже.
В историю оказались втянуты власти города и области, а также органы внутренних дел. Апофеозом конфликта стала передача «Свобода слова», во время которой экс-губернатор Кировоградской области Эдуард Зейналов во всеуслышание заявил, что Вадим Гриб предлагал ему взятку в $500 тыс. за полюбовное разрешение конфликта.
Но самое интересное даже не это, а тактика поведения: и ТЕКТ, и наши «громадські судді» завопили о рейдерском захвате универмага и необходимости привлечь государство, дабы оно защитило добропорядочных коммерсантов от рейдерского беспредела. А ведь именно ТЕКТ и считают (причем небезосновательно) рейдерами, правда, интеллигентными – маски-шоу они устраивать не любят. Просто спекулируют акциями. Но в данной ситуации все это очень напомнило старую истину о тех, кто громче всех кричит: «Держи вора!»
Подозрения в том, что «громадські судді» и «спекулянты» из ТЕКТа – одного поля ягоды, в неофициальных разговорах подтверждают и участники украинского фондового рынка. А вот российские специалисты из информационно-аналитического агентства Advisers (подразделение международной группы компаний РосРазвитие, специализирующейся на антирейдерстве) прямо указывают на то, что «из общественных организаций на стороне Вадима Гриба стоит «Общественный суд Украины » («Громадській суд України»)». Неплохая связка получилась, не правда ли? «Антикоррупционеры» из «громадського суду» налево и направо громят «шахраїв» и рейдеров, не забывая при этом «отмазывать» своего подопечного от разных «рейтингов рейдеров».
А недавно те же самые действующие лица вспыли и в конфликте вокруг киевского ВАТ «Меридиан» им.С.Королева. Схема та же – на объект напали рейдеры, государство должно его защитить, заявляет представитель «Громадського суду». О том же вещает и г-н Гриб: мол, надо отобрать у мифических рейдеров объекты соцкультбыта, некогда выведенные из собственности предприятия (как это делалось по всей стране, дабы облегчить им существование в условиях нашего дикого рынка) и вернуть их законному владельцу, то есть, «Меридиану». Чтобы потом продать отдельно, и подороже.
ГРИБные схемы
Тактика работы ТЕКТа хоть с «Громадським судом», хоть без него, довольно стандартна и выгодна. Хотя и не всегда срабатывает. Из самых известных подвигов г-на Гриба многие помнят удивительно удачную покупку шинного завода «Росава» по очень выгодной цене, и недавнюю операцию с «Росинкой». Секрет прост – «благодетель» заходит на предприятие, приобретя миноритарный пакет акций. Затем разными методами (от блокирования работы и до судебных решений в нужном свете) концентрирует контрольный пакет, который затем перепродает крупному инвестору.
При этом цинизма руководителю ТЕКТа не занимать: он считает, что не нужно путать рейдерство, захват предприятий и обычные спекулятивные операции, которые сопровождаются еще и оптимизацией работы предприятия. Именно так случилось и с безалкогольным комбинатом «Росинка», которую тектовцы «оптимизировали» и недавно продали французам по значительно большей цене, чем купили.
Точно так же хотели поступить и со столичным строительным монстром – ХК «Киевгорстрой». Несколько лет назад ТЕКТ начал скупать небольшие пакеты акций специализированных стройпредприятий, входящих в состав «Киевгорстроя». Однако президент компании Владимир Поляченко «прочитал» эту схему и решительно прекратил продажу акций. Теперь ТЕКТ пытается воевать с «донецкими», которые фактически контролируют пакет акций самого «Киевгорстроя», ранее принадлежавший городу. Но с этими ребятками так сходу не повоюешь. Это ведь не то, что воевать за помещения на Печерске с Брокбизнесбанком, или блокировать эмиссию и ставить на грань банкротства банк «Столичный».
Хотя Вадиму Грибу нравятся отработанные схемы. В свое время он даже боролся за восстановление печально известного «Укрспецюста», который неоднократно уличался в махинациях и злоупотреблениях при торговле конфискатом, имуществом, недвижимостью. Ведь, как говорят сведущие люди, именно через «Укрспецюст» ТЕКТ заполучил и Донбассэнерго, и «Росаву».
Вадим Гриб имел и прикормленных судей, через которых оформлял нужные решения. Этим и объясняется его информированность, которую он часто демонстрировал в беседах с журналистами. «Определение суда, для которого есть более или менее правдоподобный повод, стоит всего 3-5 тыс. долларов», – спокойно рассказывал г-н Гриб. Правда, со временем начал сетовать, что «в последнее время меньше, чем за $30 тысяч нечего и надеяться». И при этом охотно делился с профильными изданиями вариантами уклонения от рейдерских атак. В припадках откровений г-н Гриб даже позволял себе заявить, что он «лично знает тех, кто занимается незаконными силовыми захватами предприятий», но при этом делиться с органами правосудия такой информацией он не спешил. А как-то признался, что и сам использовал корпоративные конфликты, к коим не имел никакого отношения, чтобы «зайти на предприятие».
Вот такие они бывают – рейдеры и «антирейдеры», откровенные и циничные. И, как ни странно, все еще удачливые, проворачивающие многомиллионные сделки на глазах у всех. Так, что иногда хочется воскликнуть голосом Остапа Бендера: «Удивительно! С таким счастьем, и на свободе!»
Сергей Антипенко
Источник: From-UA