Идет война приватная
03/03/08 |
|
«Коломойский & Co сцепились с государством в нелегкой борьбе за контроль над «Укрнафтой». Еще немного – и стороны войдут в «мертвый» клинч. Придется договариваться.
На прошлой неделе начал набирать обороты скандал вокруг «Укрнафты». В понедельник компания объявила о приостановке реализации светлых нефтепродуктов на всех своих более чем 500 АЗС. Официальная причина — закупку нефтепродуктов госкомпании приходится проводить согласно несовершенному тендерному законодательству. В конце же недели стало известно, что «Укрнафта» инициирует с 3 марта 2008 года процедуру консервирования 140 газовых скважин. Причина – решение Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) снизить цену реализации природного газа собственной добычи компании для обеспечения потребностей населения в 2008 году на 26,9%, с 272,6 до 199,2 грн. (без учета НДС) за тысячу кубометров. Годовая добыча газа на этих скважинах составляет 950 миллионов кубометров природного газа и 40 миллионов кубометров газового конденсата. В самом НКРЭ ситуацию объясняют отсутствием детального обоснования структуры цены газа, который добывается предприятием.
Конфликты вроде этого слишком системны, чтобы объяснять их прихотью одного-двух человек. Можно, конечно, говорить о перераспределении финансовых потоков в пользу «Нафтогаз Украины» или рассматривать ситуацию исключительно с точки зрения экономических рисков и потерь, которые несет компания. Но все же основной причиной являются корпоративные расклады. А именно - борьба за контроль над добытчиком нефти и газа.
Напомним, что «Укрнафта» лишь формально является государственным предприятием. В реальности эта структура давно перешла под полный контроль группы «Приват». Государство неоднократно пыталось «выбить» «днепропетровцев» из предприятия. Однако ни одна из попыток не завершилась успехом.
С приходом к власти Юлии Тимошенко ситуация вокруг «Укрнафты» обострилась. Группа «Приват» фактически поставила ультиматум правительству. В январе совладелец «Приват» Геннадий Боголюбов в интервью журналу «Фокус» заявил, что «если нам в кратчайшие сроки не удастся договориться с государством, мы, вполне вероятно, можем рассмотреть вопрос продажи акций «Укрнафты». Кроме того, добавил Боголюбов, что «государство должно либо продать нам свою долю, или выкупить нашу». Геннадий Борисович также припугнул Кабмин россиянами, заявив о том, что «серьезные представители российского бизнеса очень хотели бы купить наши нефтегазовые активы, чтобы получить позиции на переговорах по газу с украинской стороной». Под обозначением «серьезные представители», надо полагать, подразумевался «Газпром».
В ответ заместитель главы Секретариата президента Александр Шлапак подтвердил, что сейчас в правительстве обсуждается вопрос возможной продажи госпакета акций «Укрнафты», в то же время, расценив такие заявления владельцев «Привата» как шантаж.
На слова г-на Шлапака «Днепропетровцы» «ответили действием», законсервировав скважины и приостановив реализацию нефтепродуктов.
Чем закончится этот бой титанов, догадаться несложно. И «Приват», и Кабмин имеют практически одинаковые экономические рычаги влияния друг на друга. Государство в силах сделать работу «Укрнафты» неприбыльной, сама же компания может значительно подпортить экономические показатели правительства, взвинтив цену на бензин и создав недостачу газа.
При этом обе стороны станут пугать друг друга продажей своих пакетов. Кабмин будет демонстрировать «Приват», что может продать пакет «Укрнафты», «не делая преференций» (читай: другому инвестору). «Коломойский & Co» в свою очередь будут трепать нервы государству, заявляя о готовности продать свой пакет «Газпрому» или подконтрольной ему структуре.
Исходя из этого, позиции сторон в этом конфликте одинаково уязвимы. Вряд ли какому-либо инвестору захочется приобретать контрольный пакет предприятия, который фактически не дает права управление активом. С другой стороны, любую ФПГ, с меньшей, чем у «Привата» лоббистской мощью, будет значительно проще «вышвырнуть» из «Укрнафты» - путем принятия специального закона. И это касается даже «Газпрома».
Таким образом, стороны оказались в патовой ситуации. Скорее всего, в ближайшее время обмен угрозами и «экономическими» ударами продолжится. Но, так или иначе, сторонам придется договариваться. Иным путем вырваться из цепких объятий друг друга им вряд ли удастся.
Андрей Сичкарь
Источник: ProUa