Инвестировано в Украину
06/08/07 |
|
Cвязь, банки и страхование, строительство гостиниц и офисов, складов и дорог остаются главными золотыми жилами для инвесторов в украинскую экономику. Насколько рискованные, настолько же и прибыльные, эти отрасли являются одними из немногих оставшихся «белых пятен» на инвестиционной карте Центральной и Восточной Европы, где количество иностранных инвестиций пока не достигло своего потолка. В Украине, по данным Госкомстата, на одного жителя приходится $480 прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поступивших за все 17 лет независимости. В Чехии и Венгрии - $1000-1200. Другими словами, украинский потенциал реализован на 10-15% от достигнутого странами ЦВЕ. Правда, максимум Украины ниже этой отметки, но на половину такой суммы мы вполне можем рассчитывать. Вдобавок, и Мировой банк высоко оценивает шансы Украины за пять лет «вырасти» до $175 ПИИ на одного украинца в год.
Как рассказывает Паулиус Кучинас, региональный редактор британского исследовательского и издательского центра Oxford Business Group, один из авторов The Report: Emerging Ukraine 2007, во всех ключевых секторах экономики наблюдался стремительный рост, который колебался от 20 до 100%. «Основные изменения за прошедший год произошли в сфере собственности и рыночных позиций, - отмечает специалист. - Этот период был интересен входом иностранных игроков и увеличением конкуренции на рынке. Большинство секторов сейчас стали более зрелыми и развитыми по сравнению с 2006 годом, но еще осталось много возможностей для роста».
Банкинг на $6 млрд.
В прошлом году доходы банковского сектора составили $6 млрд., что на 61% больше, чем в 2005 году. При этом три четверти банковских активов до сих пор остаются во владении отечественных бизнесменов. За последние два года на украинский банковский рынок вышло двенадцать новых иностранных игроков, среди которых такие европейские «львы», как UniCredit, Reiffeisen, BNP Paribas, Erste и Swedbank. Теперь большая часть крупных украинских банков, которые могли быть приобретены иностранными инвесторами, уже куплена, и на очереди - банки средней величины.
Здесь на руку иностранным игрокам играет основной недостаток украинского банковского сектора - его фрагментарность и раздробленность. Из 170 финучреждений (что не так уж и мало по мировым меркам) около двадцати - действительно крупные, еще столько же находятся на стадии ликвидации, остальные - средние игроки и мелкие банки с капиталом довольно низкого качества.
Выход из этой ситуации - консолидация рынка. Но внутренние слияния не пользуются популярностью у отечественных банков: не всегда есть синергия интересов. Ведь если иностранные банки импортируют финансовые ресурсы, ноу-хау и технологии, то местные игроки могут предложить друг другу намного меньше и часто не в состоянии договориться между собой. Поэтому именно тут открывается возможность для иностранцев выйти на украинский рынок. «Сравнительно с некоторыми другими странами Восточной Европы здесь все еще низкая доля иностранной собственности, хотя она растет, - полагает Ян Лиден, председатель правления Swedbank, недавно купившего ТАС-Комерцбанк. - Здесь есть возможность для дополнительных транскаций».
Но интерес для зарубежных инвесторов представляют далеко не все средние банки и, конечно же, не мелкие. Своих покупателей сейчас могут получить банки второго десятка, которые имеют развитую сеть филиалов, прозрачную структуру и готовы предложить разумную цену. Наиболее прибыльными, как отмечает Паулиус Кунчинас, окажутся те банки, которые проявят «расширяемость», то есть органический рост, ведь игроки, владеющие большой рыночной долей, уже проданы. Осталось и довольно много амбициозных европейских банков, которые стремятся увеличить свое присутствие в Украине: Societe Generale, Erste, Garanti Bank, SEB, ING, ABN Amro. Некоторые из них уже начали свою деятельность в нашей стране, но в сравнительно небольшом масштабе.
Похожая ситуация сложилась и на родственном финансовом рынке - в страховании. Там прошлый год был отмечен приходом итальянской Generali Group, автрийской UNIQA Group, голландско-бельгийской Fortis. В какой-то мере это помогло консолидировать страховой рынок, где из 398 СК 50 СК получают 80% премий за страхование рисков, а 10 СК контролируют 90% рынка лайфового страхования. Но раздробленность сектора сохранилась. При этом с появлением иностранцев ниша лайфовых и рисковых страховых компаний не наполнилась до конца.
Деньги на проводе и лопате
Как и банковский сектор, IT-индустрия, в частности, мобильная связь, на первый взгляд кажется полностью насыщенной и, хотя и быстрорастущей, но неподходящей отраслью для иностранных игроков. Тем не менее это лишь первое и не самое верное впечатление. Несмотря на наличие крупных местных компаний - «Киевстар» и UMC-МТС, занимающих вместе 85% рынка, здесь еще открываются возможности для новых операторов, поскольку львиная доля населения (около 40%) до сих пор не охвачена действующими операторами. Кроме того, особого внимания инвесторов заслуживают поставщики стационарной и альтернативных каналов связи и 3G услуг, которые могут составить сильную конкуренцию GSM-операторам.
Попасть на отечественный рынок строительства и недвижимости иностранным игрокам еще труднее, чем в банковский сектор. Это связано не так с жесткой конкуренцией, как с необходимостью лобби во власти, противодействием местных компаний, трудностями с поиском локальных партнеров и мораторием на продажу сельскохозяйственных земель. Как подчеркнул аналитики этой отрасли одной из украинских инвесткомпаний, в Киеве сейчас активно работают лишь шесть строительных компаний, каждая из которых имеют связи в местном правительстве и которым удается не впускать остальных игроков. Сконцентрировав в своих руках большую рыночную долю и существенные финансовые ресурсы и не чувствуя потребности в ноу-хау, они также не соглашаются на партнерство с иностранцами. Вдобавок иностранным компаниям гораздо сложнее, чем отечественным, найти землю для застройки. Как считает Клеменс Лер, директор австрийской девелоперской компании GLD Invest, самое трудное в поиске земли состоит в том, чтобы найти чистый участок, который был бы свободен от будущей борьбы за право собственности.
Инвестиционный бум иностранного капитала привел к росту протекционистских настроений среди украинского бизнеса
Впрочем, заграничные компании надеются на то, что со временем рынок станет более прозрачным, и сохраняют заинтересованность в Украине. Так, в 2006 году здесь появился один из крупнейших мировых девелоперов Seven Hills. Потребность в иностранном «вмешательстве» обостряется еще и тем, что в Украине катастрофически не хватает гостиниц, офисных зданий, помещений для конференций и деловых переговоров. А в свете грядущего Евро-2012 как украинские, так и зарубежные компании смогут найти применение своему капиталу в разнообразных сферах, связанных с приемом гостей: в гостиничном бизнесе, туристическом сервисе, строительстве шоссе и трасс и улучшении инфраструктуры. Так, эту идею уже подхватили турки. Турецкие компании, чьи инвестиции в нашу страну только в секторе строительства достигают $1 млрд., могут принять участие в строительстве или ремонте отелей, аэропортов, стадионов и дорог. В связи с предстоящим чемпионатом одному лишь Киеву для обновления транспортной инфраструктуры может понадобиться, по оценкам столичной горадминистрации, около 37,8 млрд. грн. Кроме того, особо привлекательным в глазах заграничных инвесторов является Крым.
Вклад иностранцев в эти отрасли не ограничивается одним капиталом. Настолько же важными, как финансовые ресурсы, являются стандарты качества, которые придут в Украину вместе с зарубежными инвестициями и опытом. Ведь украинские стандарты того же гостиничного бизнеса далеки от мирового уровня. По словам Николая Евдокименко, председателя Ассоциации гостиничных объединений и отелей городов Украины, из 1141 гостиниц 961 не может претендовать даже на одну звезду. При этом в нашей стране всего четыре 5-звездочных отеля (по одному в Киеве, Донецке, Днепропетровске и Одессе) и тридцать 4-звездочных. Шансом заполнить эту нишу уже готовы воспользоваться многие мировые гостиничные «знаменитости». «Здесь появится Hyatt, чье открытие запланировано на конец 2007 года, в то время как выход на рынок Intercontinental и других групп ожидается чуть позднее, - рассказывает Удо Хайне, генеральный директор гостиниц Opera Hotel и Donbass Palace. - В столице лишь с четырьмя игроками есть место для многих других, и, я думаю, многие другие здесь нужны. Один игрок может делать, что ему заблагорассудится». По мнению участника рынка, растущая конкуренция поднимет качество сервиса по всей стране и во всех сегментах. Кроме того, когда ниша отелей премиум-класса будет насыщена, настанет черед гостиниц среднего класса, дефицит которых чувствуется в Украине наиболее сильно.
Правда, кроме многочисленных выгод, инвесторы должны быть готовы встретить в Украине и оппозицию в лице местного бизнеса. Протекционистские настроения затронули почти все секторы - банкинг, телекоммуникации, строительство и недвижимость и, конечно, промышленность, «захваченную» финансово-промышленными группами. Как правило, украинские предприниматели приветствуют иностранные капиталовложения и ноу-хау, но при этом не хотят уступать существующие конкурентные преимущества и выгодные позиции на рынке. При этом в ход идет и лоббирование интересов в органах власти, и коррупция, и ценовые войны с иностранными конкурентами, что также стоит учитывать перед выходом на украинский рынок.
Как рассказывает Паулиус Кучинас, региональный редактор британского исследовательского и издательского центра Oxford Business Group, один из авторов The Report: Emerging Ukraine 2007, во всех ключевых секторах экономики наблюдался стремительный рост, который колебался от 20 до 100%. «Основные изменения за прошедший год произошли в сфере собственности и рыночных позиций, - отмечает специалист. - Этот период был интересен входом иностранных игроков и увеличением конкуренции на рынке. Большинство секторов сейчас стали более зрелыми и развитыми по сравнению с 2006 годом, но еще осталось много возможностей для роста».
Банкинг на $6 млрд.
В прошлом году доходы банковского сектора составили $6 млрд., что на 61% больше, чем в 2005 году. При этом три четверти банковских активов до сих пор остаются во владении отечественных бизнесменов. За последние два года на украинский банковский рынок вышло двенадцать новых иностранных игроков, среди которых такие европейские «львы», как UniCredit, Reiffeisen, BNP Paribas, Erste и Swedbank. Теперь большая часть крупных украинских банков, которые могли быть приобретены иностранными инвесторами, уже куплена, и на очереди - банки средней величины.
Здесь на руку иностранным игрокам играет основной недостаток украинского банковского сектора - его фрагментарность и раздробленность. Из 170 финучреждений (что не так уж и мало по мировым меркам) около двадцати - действительно крупные, еще столько же находятся на стадии ликвидации, остальные - средние игроки и мелкие банки с капиталом довольно низкого качества.
Выход из этой ситуации - консолидация рынка. Но внутренние слияния не пользуются популярностью у отечественных банков: не всегда есть синергия интересов. Ведь если иностранные банки импортируют финансовые ресурсы, ноу-хау и технологии, то местные игроки могут предложить друг другу намного меньше и часто не в состоянии договориться между собой. Поэтому именно тут открывается возможность для иностранцев выйти на украинский рынок. «Сравнительно с некоторыми другими странами Восточной Европы здесь все еще низкая доля иностранной собственности, хотя она растет, - полагает Ян Лиден, председатель правления Swedbank, недавно купившего ТАС-Комерцбанк. - Здесь есть возможность для дополнительных транскаций».
Но интерес для зарубежных инвесторов представляют далеко не все средние банки и, конечно же, не мелкие. Своих покупателей сейчас могут получить банки второго десятка, которые имеют развитую сеть филиалов, прозрачную структуру и готовы предложить разумную цену. Наиболее прибыльными, как отмечает Паулиус Кунчинас, окажутся те банки, которые проявят «расширяемость», то есть органический рост, ведь игроки, владеющие большой рыночной долей, уже проданы. Осталось и довольно много амбициозных европейских банков, которые стремятся увеличить свое присутствие в Украине: Societe Generale, Erste, Garanti Bank, SEB, ING, ABN Amro. Некоторые из них уже начали свою деятельность в нашей стране, но в сравнительно небольшом масштабе.
Похожая ситуация сложилась и на родственном финансовом рынке - в страховании. Там прошлый год был отмечен приходом итальянской Generali Group, автрийской UNIQA Group, голландско-бельгийской Fortis. В какой-то мере это помогло консолидировать страховой рынок, где из 398 СК 50 СК получают 80% премий за страхование рисков, а 10 СК контролируют 90% рынка лайфового страхования. Но раздробленность сектора сохранилась. При этом с появлением иностранцев ниша лайфовых и рисковых страховых компаний не наполнилась до конца.
Деньги на проводе и лопате
Как и банковский сектор, IT-индустрия, в частности, мобильная связь, на первый взгляд кажется полностью насыщенной и, хотя и быстрорастущей, но неподходящей отраслью для иностранных игроков. Тем не менее это лишь первое и не самое верное впечатление. Несмотря на наличие крупных местных компаний - «Киевстар» и UMC-МТС, занимающих вместе 85% рынка, здесь еще открываются возможности для новых операторов, поскольку львиная доля населения (около 40%) до сих пор не охвачена действующими операторами. Кроме того, особого внимания инвесторов заслуживают поставщики стационарной и альтернативных каналов связи и 3G услуг, которые могут составить сильную конкуренцию GSM-операторам.
Попасть на отечественный рынок строительства и недвижимости иностранным игрокам еще труднее, чем в банковский сектор. Это связано не так с жесткой конкуренцией, как с необходимостью лобби во власти, противодействием местных компаний, трудностями с поиском локальных партнеров и мораторием на продажу сельскохозяйственных земель. Как подчеркнул аналитики этой отрасли одной из украинских инвесткомпаний, в Киеве сейчас активно работают лишь шесть строительных компаний, каждая из которых имеют связи в местном правительстве и которым удается не впускать остальных игроков. Сконцентрировав в своих руках большую рыночную долю и существенные финансовые ресурсы и не чувствуя потребности в ноу-хау, они также не соглашаются на партнерство с иностранцами. Вдобавок иностранным компаниям гораздо сложнее, чем отечественным, найти землю для застройки. Как считает Клеменс Лер, директор австрийской девелоперской компании GLD Invest, самое трудное в поиске земли состоит в том, чтобы найти чистый участок, который был бы свободен от будущей борьбы за право собственности.
Инвестиционный бум иностранного капитала привел к росту протекционистских настроений среди украинского бизнеса
Впрочем, заграничные компании надеются на то, что со временем рынок станет более прозрачным, и сохраняют заинтересованность в Украине. Так, в 2006 году здесь появился один из крупнейших мировых девелоперов Seven Hills. Потребность в иностранном «вмешательстве» обостряется еще и тем, что в Украине катастрофически не хватает гостиниц, офисных зданий, помещений для конференций и деловых переговоров. А в свете грядущего Евро-2012 как украинские, так и зарубежные компании смогут найти применение своему капиталу в разнообразных сферах, связанных с приемом гостей: в гостиничном бизнесе, туристическом сервисе, строительстве шоссе и трасс и улучшении инфраструктуры. Так, эту идею уже подхватили турки. Турецкие компании, чьи инвестиции в нашу страну только в секторе строительства достигают $1 млрд., могут принять участие в строительстве или ремонте отелей, аэропортов, стадионов и дорог. В связи с предстоящим чемпионатом одному лишь Киеву для обновления транспортной инфраструктуры может понадобиться, по оценкам столичной горадминистрации, около 37,8 млрд. грн. Кроме того, особо привлекательным в глазах заграничных инвесторов является Крым.
Вклад иностранцев в эти отрасли не ограничивается одним капиталом. Настолько же важными, как финансовые ресурсы, являются стандарты качества, которые придут в Украину вместе с зарубежными инвестициями и опытом. Ведь украинские стандарты того же гостиничного бизнеса далеки от мирового уровня. По словам Николая Евдокименко, председателя Ассоциации гостиничных объединений и отелей городов Украины, из 1141 гостиниц 961 не может претендовать даже на одну звезду. При этом в нашей стране всего четыре 5-звездочных отеля (по одному в Киеве, Донецке, Днепропетровске и Одессе) и тридцать 4-звездочных. Шансом заполнить эту нишу уже готовы воспользоваться многие мировые гостиничные «знаменитости». «Здесь появится Hyatt, чье открытие запланировано на конец 2007 года, в то время как выход на рынок Intercontinental и других групп ожидается чуть позднее, - рассказывает Удо Хайне, генеральный директор гостиниц Opera Hotel и Donbass Palace. - В столице лишь с четырьмя игроками есть место для многих других, и, я думаю, многие другие здесь нужны. Один игрок может делать, что ему заблагорассудится». По мнению участника рынка, растущая конкуренция поднимет качество сервиса по всей стране и во всех сегментах. Кроме того, когда ниша отелей премиум-класса будет насыщена, настанет черед гостиниц среднего класса, дефицит которых чувствуется в Украине наиболее сильно.
Правда, кроме многочисленных выгод, инвесторы должны быть готовы встретить в Украине и оппозицию в лице местного бизнеса. Протекционистские настроения затронули почти все секторы - банкинг, телекоммуникации, строительство и недвижимость и, конечно, промышленность, «захваченную» финансово-промышленными группами. Как правило, украинские предприниматели приветствуют иностранные капиталовложения и ноу-хау, но при этом не хотят уступать существующие конкурентные преимущества и выгодные позиции на рынке. При этом в ход идет и лоббирование интересов в органах власти, и коррупция, и ценовые войны с иностранными конкурентами, что также стоит учитывать перед выходом на украинский рынок.