antiraider.org  

Сократилось ли количество рейдерств благодаря новому закону в 2017 году?
Сократилось ли количество рейдерств благодаря новому закону в 2017 году?
У нотариусов есть определенный уровень недопонимания относительно того, за что и как Минюст отключает их от реестров. Мы договорились, что создадим рабочую группу, которая создаст методику с четко определенными критериями отключения реестров и аннулирования свидетельств.

Когда овцы сыты - волкам неймется.
Когда овцы сыты - волкам неймется.
Под шум предвыборных баталий Министерство обороны продолжает по беспределу «решать» земельные вопросы.
На этот раз отбирают землю уникального в Украине хозяйства  Фрумушика-Нова, известного далеко за пределами страны не только своей агрохозяйственной,  но и культурно - инновационной деятельностью.

24 вересня Київрада голосуватиме за незаконну передачу землі скандальному проекту російських олігархів «Бабин Яр»
24 вересня Київрада голосуватиме за незаконну передачу землі скандальному проекту російських олігархів «Бабин Яр»
«Це абсолютно незаконне рішення – надати в оренду землі у природоохоронній зоні, поблизу майбутнього державного меморіалу «Бабин Яр», на  території яких розташовані давні кладовища. Ми заперечуємо проти дій Київради – вони дивним чином збігаються з інтересами приватного проросійського проекту меморіалу, який вже викликав справедливе обурення української культурної та наукової спільноти, протест єврейських організацій», - заявив А.Семидідько

Избиты люди «Антирейдерского союза»
Избиты люди «Антирейдерского союза»
В Киеве, на ул. Л.Толстого, 41 под офисом строительной кампании «ГЕОС» около 30 бандитов напали на мирный пикет Антирейдерского Союза. Избиты люди. Скорая увезла раненого. Милиция не вмешивается. Я дал команду активистам предпринять меры по самозащите.


Хозяйственный цугцванг

14/07/08
* Цугцванг — положение в шахматах, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, и любой ход ведет к ухудшению.

Министерство юстиции разработало законопроект, который должен заменить Хозяйственный кодекс. Новый документ оставляет возможности для рейдерских захватов

Поспешный документ

На прошлой неделе Министерство юстиции Украины представило на суд общественности законопроект “Об основных принципах хозяйственной деятельности” (http://www.minjust.gov.ua/0/15118). Предложенный документ должен заменить действующий Хозяйственный кодекс Украины (ХК). В Минюсте обещают учесть все замечания и поправки к законопроекту, которые выскажут эксперты и предприниматели.

БИЗНЕС уже писал (см. №23 от 09.06.08 г., стр.34-36), что Кабинет министров Украины желает отменить действующий Хозяйственный кодекс, и в начале июня нынешнего года правительство поручило чиновникам Минюста разработать соответствующие нормативно-правовые акты, которые урегулировали бы взаимоотношения хозяйствующих субъектов после отмены ХК (об аргументах за и против — см. стр.12, 13).

В Минюсте активно взялись выполнять правительственное поручение. Законопроект был подготовлен уже через месяц после соответствующего распоряжения правительства, хотя на ул.Грушевского его ожидали увидеть не ранее конца июля. Разработчикам удалось значительно сократить объем документа — “заменитель” ХК изложен всего на девяти страницах.

В Департаменте гражданского законодательства и предпринимательства Минюста, который занимался разработкой документа, считают, что предложенный законопроект сможет безболезненно заменить большинство норм ХК. Исключение составляют лишь положения Кодекса, которые регулируют деятельность госпредприятий и объединений предприятий. Поэтому некоторые нормы ХК будут действовать до принятия законов “О государственных унитарных предприятиях” и “Об объединении предприятий”.

Эксперты, опрошенные БИЗНЕСом, неоднозначно оценили предложенный документ. Артем Атепалихин, партнер юридической фирмы “Рафальский и Партнеры” (г.Киев; с 2001 г.; 20 чел.), говорит о позитивах, которые привнесет законопроект. По его словам, чиновники попытались сгруппировать все нормы, регулирующие и определяющие порядок и процедуру создания субъектов хозяйственной деятельности, и установить единые правила поведения для всех юридических и физических лиц — предпринимателей.

В свою очередь, Валерия Гудий, юрист юридической фирмы “Ильяшев и Партнеры”, приветствует желание чиновников изложить проект лаконично, избегая дублирования его норм в действующих законах.

Сомнительность изменений

По мнению Андрея Тарасова, управляющего партнера юридической компании “Тарасов и партнеры”, основной идеей и бесспорным плюсом этого законопроекта является то, что он может урегулировать правовые и организационные нюансы отношений в сфере хозяйствования, отменить действие ХК. Плюсом также можно назвать ограничение госрегулирования предпринимательства, предложенное Минюстом. Так, в ст.5 законопроекта предлагается в случае неоднозначной трактовки разных нормативно-правовых актов о правах и обязанностях предпринимателя и контролирующих органов применять норму, которая выгодна хозяйствующим субъектам. Безусловно, данная норма предоставляет предпринимателям больше шансов при рассмотрении судебных споров с государственными органами. Но юристы отмечают, что после принятия законопроекта и с “уходом” ХК перестанет работать, в частности, ст.250 ХК, которая ограничивала применение административно-хозяйственных санкций к предприятиям. К примеру, сегодня органы госвласти и местного самоуправления могут оштрафовать предприятие или проверить вне очереди на протяжении шести месяцев с момента выявления нарушения, но не позднее чем через один год. С отменой этой нормы ограничения исчезнут.

Кроме этого в случае принятия Закона “Об основных принципах хозяйственной деятельности” неприятный сюрприз ждет и тысячи собственников частных предприятий. Проект закона не предусматривает их существования в дальнейшем. Для перерегистрации таких предприятий собственникам дадут два года с момента вступления закона в силу. Предприятия нужно будет реорганизовать в общества (ОАО, ЗАО, ООО и др.). Правда, при этом предпринимателям не придется платить госпошлину при перерегистрации предприятий.

Также в тексте документа прописаны принципы свободы хозяйственной деятельности, свободы договора, государственного регулирования хозяйственной деятельности, ограничения монополизации и конкуренции в сфере ведения хозяйственной деятельности. Сергей Даниленко, юрист юридической фирмы “Астерс”, оценивает задекларированные в законопроекте принципы свободы и равноправия хозяйственных отношений как лозунги. Поэтому законопроект существенно не отличается от сомнительного по содержанию ХК.

В свою очередь, Любомир Дроздовский, адвокат юридической фирмы “D&U Partners” (г.Киев; с 2006 г.; 6 чел.), говорит, что в случае принятия законопроекта и отмены ХК предприниматели будут вынуждены подписывать договоры, состоящие из 50-60 страниц. Дело в том, что сегодня всевозможные нюансы выписываются в договорах со ссылкой на соответствующую норму ХК. В предлагаемом законопроекте эти нюансы упущены, поэтому в случае отмены ХК предпринимателям придется указывать все нюансы в договоре.

Проблемный кодекс

Хозяйственный кодекс депутаты Верховной Рады приняли еще в 2003 г. (вступил в силу 1 января 2004 г.). Многие его нормы дублировались в Гражданском кодексе (ГК). А некоторые положения ХК полностью противоречили ГК. Поэтому существуют разные механизмы регулирования корпоративных споров, определения ответственности за нарушение взятых обязательств, заключения, исполнения и расторжения хозяйственных договоров. Кроме того, ХК регулирует отношения в сфере страхования, банковской и внешнеэкономической деятельности, процедуры банкротства. Вместе с тем в этих сферах действуют специальные законы, в частности, “О страховании”, “О банках и банковской деятельности”, “О внешнеэкономической деятельности”, “О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом”.

В целом же, инициатива Кабмина по отмене ХК разделила экспертов на два лагеря. Одни полностью поддерживают правительство, на их стороне и преподаватели профильных вузов (см. БИЗНЕС №26 от 30.06.08 г., стр.10, 11). Но существуют и ярые противники его отмены, ссылающиеся на то, что отмена Кодекса приведет к образованию некоторых пробелов в правовом регулировании хозяйственных отношений (см. стр.12, 13). Это связано с тем, что с принятием ХК были отменены некоторые законы, регулирующие отношения в сфере хозяйствования, а теперь с отменой ХК образуется некий правовой вакуум. Речь идет прежде всего о законах Украины “О предпринимательстве” и “О предприятиях в Украине”. Предлагаемый Минюстом документ не содержит норм, которые позволят решить все спорные вопросы после отмены ХК.

Рейдеры остаются

Разработанный Минюстом законопроект, к сожалению, не позволит решить проблемы, связанные с корпоративными спорами, в том числе и с незаконными рейдерскими атаками. Главы 8 и 12 из раздела II ХК благополучно перекочевали в новый законопроект, а это значит, что, до тех пор пока не будут приняты, в частности, законы “О государственных унитарных предприятиях” и “Об объединении предприятий”, вероятность рейдерских атак остается весьма высокой. Речь идет о нормах, которые регламентируют защиту прав собственности акционеров, способы реализации прав акционеров, разрешение корпоративных споров. Фактически авторы документа продлевают действие несовершенных норм Кодекса, которые позволяют рейдерам проводить захваты предприятий. Ведь назвать точную дату принятия соответствующих законов не берется никто.

Андрей Тарасов считает, что чиновники должны были обратить внимание на нормы, которые обеспечивают успешность деятельности рейдеров. В противном случае предложенный законопроект станет лишь формальной заменой действующего ХК, а все изменения будут иметь косметический характер. Поэтому вряд ли новый закон внесет ясность в вопросы разрешения корпоративных споров и сможет обезопасить бизнесменов от незаконных захватов предприятий.  

Юристы — о новинке

Сергей Даниленко (40),
юрист юридической фирмы “Астерс” (г.Киев; с 1995 г.; 120 чел.):


    — Единственным плюсом проекта закона Украины “Об основных принципах хозяйственной деятельности” является то, что в случае его принятия утратит силу ХК. На этом весь позитив и заканчивается. Разработчики законопроекта, кроме очередных деклараций, не сделали ничего для решения вопросов, требующих незамедлительной реакции. Уже в течение нескольких лет между специалистами продолжается дискуссия относительно несовершенства законодательства, регулирующего корпоративные отношения, порядка создания и деятельности различных форм собственности и т.п. Но авторы законопроекта предлагают оставить несовершенные нормы, которые содержатся в главах 8 и 12 раздела ІІ ХК. Следовательно, предложенный законопроект не выдерживает никакой критики.

Андрей Тарасов (28),
управляющий партнер юридической компании “Тарасов и партнеры” (г.Киев; 2008 г.; 9 чел.):


    — Если парламент примет закон “Об основных принципах хозяйственной деятельности”, юристы, практикующие в сфере хозяйственных правоотношений, встретят его с радостью. Основная идея и бесспорный плюс этого законопроекта — попытка урегулировать правовые и организационные нюансы отношений в сфере хозяйствования, отменить действие ХК. Хотя полная отмена ХК может привести к образованию некоторых пробелов в правовом регулировании. Поскольку проект закона “Об основных принципах…” не будет регулировать некоторые узкоспециальные вопросы, нерешенными могут остаться такие важные области, как особенности создания и деятельности государственных предприятий, функционирование объединений предприятий, классификация предприятий по видам и др. Именно поэтому проект закона “Об основных принципах хозяйственной деятельности” частично оставляет действующими некоторые положения ХК (главы 8 и 12 раздела ІІ), хотя, в целом, проблемы это не решит.

Валерия Гудий (25),
юрист юридической фирмы “Ильяшев и Партнеры” (г.Киев; с 1997 г.; 29 чел.):


    — Минюст предпринял попытку собрать воедино все организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут осуществлять свою деятельность на территории Украины. В проекте упоминается унитарное предприятие, объединение предприятий, общество, организация и учреждение. Стоит обратить внимание разработчиков, что ХК, несмотря на его несовершенство, выделял несколько видов предприятий: унитарные, предприятия коллективной собственности, частные предприятия, предприятия с иностранным капиталом, иностранные, арендные и др. Все виды предприятий создавались, действовали и ликвидировались без особых проблем, ведь все нормы были систематизированы. Исчерпывающий перечень хозяйствующих субъектов, предложенный Минюстом в законопроекте, несколько усложнит деятельность предприятий, которые не попадают в этот список. 
  

Игорь Лянной

Источник:  Бизнес
Посилання на джерело:  Antiraider.ua

Повернутися до розділу


Інші публікації: