Кто выиграл от того, что «Приват» зашел на Кременчуг?
20/02/08 |
|
«Укртатнефть» вернули государству. Теперь ни нефти, ни инвестиций, ни рабочих мест.
Возможно, в это трудно поверить, но последние две недели украинское медиа-пространство стало свободным от «заказух» по теме «Укртатнефть»-Кременчугский НПЗ».
Поскольку в «информационных войнах» «proUA» не участвовал, а тема осталась «важной и актуальной», мы наконец решили рассмотреть, что же осталось в сухом остатке. А именно: что от всех этих изменений получила Украина? Как государство. Пена ушла, пора посмотреть, так сказать, – на пиво.
На всякий случай напомним, что в октябре 2007-го на самом крупном НПЗ страны поменялся рулевой. Вместо представителя татар пришел представитель группы «Приват». Не будем лишний раз рассказывать, как ему это удалось: в Google все есть. Для тех же, кому жаль времени, в двух словах: критический пакет акций (18 процентов) украинский суд забрал у компаний, близких к российской «Татнефти», отдав его украинскому государству. В результате контроль над заводом оказался у государства – 61%. У Татарстана – осталось 37. Государство (времен Януковича и Бойко) поставило директором «приватовца». Татары прекратили поставлять на завод нефть. Детали описывать не будем. Слишком долго и банально. Тем более суды, как обычно, все еще имеют место быть.
Автору этих строк, в общем-то, все равно, кто именно управляет финансовыми потоками на Кременчуге. Как в данный момент, так и в принципе. Интересно лишь одно: что от всех этих телодвижений получило государство? Государственный интерес можно определить буквально несколькими фразами: налоги, рабочие места, инвестиции, энергетическая безопасность. Дабы не растекаться мыслию по древу, можно прямо по списку и пойти.
Налоги
Наивно полагать, что крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод может позволить себе не платить налоги. Кременчугский НПЗ все время своего существования был дойной коровой. Достаточно вспомнить, что для немалых размеров индустриального города завод все время был бюджетообразующим предприятием. Но после прихода г-на Овчаренко вместо г-на Глушко на пост «керманича» первым было заявлено, что у предприятия одни долги и убытки. И в ноябре «Укртатнефть» стала прибыльной. Об этом пресс-служба миру поведала. А вот как «Укртатнефть» сработала в декабре, а тем более в январе – уже неизвестно.
Зато у пресс-службы отчего-то появился новый повод для радости: ко Дню милиции «Укртатнефть» подарила местным правоохранителям 30 автомобилей.
То есть, если говорить о налогах, то вероятно придется подождать, чтобы делать выводы, один месяц – еще не показатель…
Рабочие места
С рабочими местами станет чуть похуже. Причем не в Полтавской области (Кременчуг), а во Львовской (Дрогобыч) и Франковской (Надвирна).
Напомним, что россияне «почему-то обиделись» из-за того, что у них забрали контрольный пакет. И перестали качать на Кременчугский НПЗ нефть. Вообще.
Чтобы завод не остановился, «Приват» напряг все свои мышцы: развернул на Кременчуг добычу своей «Укрнефти», начал закупать иранскую нефть, поднял даже тему двухгодичной давности покупки нефти у Азербайджана. Сырья все равно не хватает.
В результате без работы остались Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ (собственность – «Привата»). Заводы, конечно, – рухлядь. Но люди там мало чем отличаются от кременчужан.
Мало того, из всех «диверсифицированных» потоков нефти на Кременчуг более-менее реальным остается лишь «Укрнефть». Да и то со сложностями: все-таки 40 процентов там государственные. А тут Тимошенко некстати стала премьером, аукционы всякие, поддержка госбюджета… К тому же вся годовая добыча «Укрнефти» – это где-то 25% от рабочей мощности «Укртатнефти». Так что одной «вертикальной интеграции» тут явно недостаточно, важно количество.
Что касается Ирана, то, как рассказали «proUA» в торговом представительстве Республики Татарстан в Украине, стоимость иранской нефти, которую сегодня завозит на завод «Приват», почти на 90 долларов превышает необходимый уровень себестоимости.
В связи с этим, сегодня на Кременчугском НПЗ образовалось около 150 тыс. т непроданных нефтепродуктов. И объемы продолжают накапливаться. Особенно по дизельному топливу. Однако, уже сегодня «Оптима-Трейд», которая стала трейдером Кременчугского завода, поставляет бензин на АЗС ниже себестоимости. Продукт-то сбывать нужно.
И об Азербайджане. Информационный источник в Секретариате Президента рассказал нам о том, что похожий межправительственный контракт о поставках нефти уже был практически подписан еще в 2006 году. Тогда ничего не получилось: изменилось правительство, а соответственно – и правила игры. В той схеме тоже был «Приват» (точнее «Укрнефть»).
Но Азербайджан был заинтересован не столько в том, чтобы продать нефть, сколько в том, чтобы получить взамен от Украины то ли мощности НПЗ, то ли сеть АЗС.
Так что для получения кавказской нефти «Привату» мало развернуть «Одесса-Броды», ему нужно предложить еще и стратегическое партнерство. Желательно на государственном уровне. Времени у него на это нет. Да и, желания, думается, тоже.
Итак. Остается всего два выхода: либо купить у России, либо завести контрабандой. С первым не складывается. Нефть у наших соседей - продукт стратегический. «Наехали» на одного россиянина - другие его поддержали, проявив солидарность. Убедиться в этом Кременчуг уже успел. Заявления нового менеджмента о практически подписанных контрактах с другими россиянами так и остались заявлениями.
Что же касается контрабанды, то оно, конечно – да, но все-таки как-то оно не очень….
Итог: нефти на все заводы не хватает, и кому-то придется уходить в отпуск «за собственный счет». Думается, для государства – это не самая приятная новость.
Инвестиции
Пока проблема инвестиций решалась за счет прибыли «Укртатнефти», однако на модернизацию завода нужны средства гораздо большие. Теоретически они могут придти из двух источников: государство или «Татнефть». Кто еще как не акционеры заинтересованы в развитии своего предприятия?
«Татнефть» обещает вложить миллиард долларов. Правда, только если ей вернуть ее собственность. Государство – ничего не обещает. Новый менеджмент критикует «Татнефть», почему она еще не вложила. Наверное, держит россиян за идиотов.
Короче: инвестиций не будет.
Энергетическая безопасность
В прошлом году в Украине полноценно работали только Лисичанск и Кременчуг. С Надвирной и Дрогобычем все ясно. Херсон простаивает с 2005 года. Пока стоит и Одесса: там заканчивается реконструкция.
Кременчуг (ТНК-ВР) увеличивать обьемы не собирается. Как сообщил «proUA» пресс-секретарь ООО «ТНК-ВР Коммерс» Дмитрий Зверев, «завод планирует переработать в этом году сопоставимое с прошлым годом количество сырья. Хотя, безусловно, при планировании своей деятельности мы исходим из ситуации на рынке, а она, к сожалению, не располагает к увеличению объемов переработки.
Сегодня ввозить топливо из-за рубежа выгоднее, чем перерабатывать сырье внутри страны. Этим объясняется тот факт, что в прошлом году относительно стабильно работали лишь два украинских НПЗ. Заметьте, что простаивали не только требующие серьезной реконструкции предприятия, но и, например, Одесский НПЗ, который технически готов к выпуску конкурентной продукции. После отмены барьеров для импортного топлива доля украинских НПЗ сокращается. Недостающую часть обеспечивают импортеры, в основном из Белоруссии, России и Румынии. Некоторые из них наращивают свое присутствие, используя так называемые «серые» схемы ввоза нефтепродуктов, которые позволяют минимизировать налогообложение. В январе 2008 года импорт составлял порядка 50% украинского рынка».
Итак, практически единственный (кроме Лисичанска) НПЗ, который мог бы составить конкуренцию импортному бензину – Кременчуг – ушел в загон. У остальных – слишком низкая степень переработки. Вот такая у нас диверсификация.
Эксперты формулируют это так:
Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин считает, что главным фактором нестабильности цен является сохраняющаяся неопределенность с сырьевым обеспечением ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.). По его словам, плохая логистика и дорогая нефть не позволяют этому предприятию конкурировать на внутреннем рынке. Его цены остаются высокими и в значительной мере определяют высокий уровень оптовых цен на внутреннем рынке. Следствием этого являются более высокие розничные цены на украинский бензин А-95.
«К примеру, в середине прошлого года украинский высокооктан был на 8-10% дешевле премиального импортного топлива. Сегодня эта разница составляет лишь 5%. В этой ситуации страдают потребители, традиционно покупавшие бензин украинского производства. Они переплачивают эти лишние 3-5%, тем самым оплачивая неэффективное управление Кременчугским НПЗ», - отметил С.Сапегин.
(«Интерфакс-Украина», 7 февраля)
Ну, вот приблизительно так все это выглядит. Остался всего один вопрос. Вечный как Римская империя. Сui prodest? Кому выгодно?
Виктор Найдан
Источник: ProUA