Миллиард пишем, четыре в уме
14/04/08 |
|
Конкурс по продаже Одесского припортового завода выходит на финишную прямую – около двадцати компаний изучают условия продажи и ищут один миллиард долларов. Интерес инвесторов обусловлен не столько активами самого предприятия, сколько его уникальным положением на рынке: ОПЗ является конечной точкой аммиакопровода Тольятти – Одесса, что дает ему рычаги влияния на экспортные потоки всех производителей аммиака в СНГ с суммарным годовым оборотом четыре миллиарда долларов.
Генеральный директор Одесского припортового завода Валерий Горбатко начинает свой день с раздумий о судьбе предприятия. Ведь тот, кто купит завод в ближайшее время, станет хозяином аммиачного рынка Украины и СНГ, цена которому – $4 млрд.
В то же время Владимир Новицкий – мэр города Южный, в котором расположен ОПЗ, четко определил для себя приоритеты. Он заявил, что уже восемь инвесторов из Украины, России и Норвегии претендуют на покупку предприятия и отметил, что наиболее интересным из них является российский «Газпром».
Кому же достанется рынок стоимостью $4 млрд.?
Сценарии приватизации
История приватизации Одесского припортового завода тянется уже пятнадцать лет. Начинал приватизацию предприятия еще Владимир Прядко, в то время занимающий должность главы Фонда госимущества Украины. Несмотря на такую продолжительную историю приватизации, эксперты отмечают, что в этом году ОПЗ будет продан. И для этого есть много предпосылок. Самая важная – снижение рентабельности предприятий по производству азотных удобрений. Это влечет за собой необходимость в ближайшее время предпринять ряд шагов по повышению эффективности предприятия. Прежде всего – провести комплексную программу диверсификации продукции ОПЗ и снизить зависимость ее выпуска от энергоносителей.
Кроме того, в связи с уменьшением рентабельности подобных производств уменьшается потенциальная цена их продажи. Из этого следует, что ежемесячно государство терпит финансовые потери, откладывая приватизацию ОПЗ. Немаловажно и то обстоятельство, что предприятие ощущает нехватку средств для проведения модернизации. Уменьшаются и отчисления в государственный бюджет.
В случае решения приватизировать завод, есть несколько вариантов его продажи: реализовать как единый комплекс, то есть завод с портово-перевалочным терминалом, или же по отдельности. Правительство решило продать ОПЗ полностью, выставив на торги 99,52% акций предприятия.
Одесский припортовый завод является финансово привлекательным предприятием. Его годовая проектная мощность составляет 1 млн. тонн аммиака в год, тогда как аммиакопровод способен перекачивать по 2,7 млн. тонн, а порт спроектирован для перевалки более 3,5 млн. тонн удобрений с трубопровода и железной дороги. Главными покупателями упомянутых транзитных услуг являются «Тольяттиазот» и четыре расположенных по маршруту аммиакопровода химических комбината. Их суммарная мощность без учета ОПЗ превышает 4 млн. тонн. Это существенно превышает транзитные мощности предприятия, обуславливая чрезвычайно высокий уровень конкуренции экспортеров за доступ к его транзитной инфраструктуре. При существенных капиталовложениях в модернизацию производственных мощностей привлекательность ОПЗ удвоится.
Поэтому для инвесторов это более чем заманчивое предложение. Свидетельством этому является заинтересованность в участии в торгах около двадцати компаний не только из Украины и России, но и мира. Причем некоторые из них являются далеко непрофильными – среди заинтересованных «лиц» были замечены фармацевтические и консалтинговые компании и банки, что говорит о том, что в случае прозрачной приватизации ОПЗ украинцам не достанется по причине банальной нехватки финансовых средств.
Цена вопроса
Аналитики оценивают Одесский припортовый завод в $1 млрд., однако это не ценовой порог для мировых гигантов. То обстоятельство, что владелец ОПЗ будет в силе контролировать экспорт аммиака пятнадцати предприятий России и Украины, заставит сделать потенциальных инвесторов не один шаг в торгах. По прогнозам экспертов, государство может получить от продажи ОПЗ вместо начальной цены в $500 млн. полтора миллиарда долларов.
Другими словами, владелец завода сможет контролировать рынок аммиака Украины и России ценой в $3,5-4 млрд. Схема контроля – проста. Весь объем экспорта аммиака предприятий СНГ отправляется именно с портового терминала ОПЗ, следственно – все отправки контролирует руководство предприятия.
Ключевыми элементами доступа к производителям аммиака являются и квоты государственного предприятия «Укртрансаммиак» на использование мощностей аммиакопровода. Минпромполитики Украины распределяло данные квоты поровну между российскими и украинскими производителями. Это позволяло украинцам достигать равной с россиянами эффективности экспорта при более высоких ценах на газ, чем в России.
После такой приватизации Одесского припортового завода, на которой настаивает Кабмин, государству грозит полная утрата этого инструмента квотной политики, поскольку определять ее начнут новые хозяева предприятия. И если они будут представлять российский капитал, то это угрожает стабильно прибыльному экспорту донецкого «Стирола» и «Днепроазота».
Поэтому такие заманчивые перспективы подтолкнули к участию в конкурсе акул мирового рынка, наиболее влиятельным из которых является российский «Газпром».
Кандидатов много, претендент один Несмотря на долгий перечень кандидатов, «Газпром» стоит первым в очереди претендентов на покупку ОПЗ. По словам экспертов, от российской компании участвовать в конкурсе будет «СИБУР-холдинг». Конкуренцию «Газпрому» составит «Ренова-Украина», собственник которой – Виктор Вексельберг. Именно эти два фигуранта наиболее агрессивны и в 2006 году были замечены, несмотря на отрицание с их стороны, в корпоративном споре за право владения акциями химического комбината «Тольяттиазот». Для «Газпрома» и Вексельберга покупка Одесского припортового завода – шаг к последующей экспансии в сторону аммиакопровода Тольятти – Одесса, а также к контролю над «Тольяттиазотом».
Не следует, правда, исключать и таких украинских игроков, как группы «Приват», «Финансы и кредит» и «УкрСиб». В данном случае, возможно, в этом конкурсе «Приват» будет представлять интересы российских групп – «Евраза», а возможно даже и «Газпрома». Правда, в таком случае «Приват» будет действовать с учетом максимальной выгоды для себя. Для участия в конкурсе, как заявил совладелец группы Игорь Коломойский, возможно, будет создан консорциум из предприятий «Ривнеазот», «Азот», Концерн «Стирол» и «Северодонецкий Азот».
Александр Ярославский, совладелец группы «УкрСиб», также, скорее всего, в этом конкурсе будет представлять интересы Олега Дерипаски. Единственным человеком, который на этом конкурсе станет отстаивать лично свои интересы, будет, скорее всего, Константин Жеваго. Его компания «Нефтехимимпекс» также заинтересовалась условиями конкурса. Причем финансовый потенциал господина Жеваго в этом плане велик: недавно он перезаложил свои акции в компании Ferrexpo американскому банку JP Morgan, получив около $3 млрд.
Среди заинтересованных лиц был также замечен и Дмитрий Фирташ. Эстонская компания «Нитроферт», входящая в его компанию Group DF, и концерн «Стирол» также сделали запрос на ознакомление с условиями конкурса. Остальных потенциальных участников в приватизации ОПЗ эксперты рассматривают скептически: норвежскую Yara International, российские «Еврохим» и «Акрон», а также индийскую Vaishali Group.
С чем останется государство? Государство по итогам конкурса останется, во-первых, при деньгах. А это $1-1,5 млрд. от продажи и $240 млн. от обязательств на протяжении пяти лет. В то же время как Украина, так и Россия лишатся аммиакопровода Тольятти – Одесса, эксплуатацию которого сегодня ведут «Укрхимтрансаммиак» и российский «Трансаммиак». Скорее всего, данные государственные предприятия уйдут в небытие. В результате аммиакопровод может перейти во владение частной компании, которая, используя рычаги давления на азотные предприятия, сможет прибрать их всех к рукам, образовав мощный холдинг. Подобная задача по зубам только «Газпрому», трубопроводная страсть которого известна во всем мире. Эксперты отмечают, что создание подобного холдинга по всей протяженности аммиакопровода не под силу даже Виктору Вексельбергу.
Тарас Жирош
Источник: ИнвестГазета