«На белорусской таможне сказали: Давайте ключи и техпаспорт, иначе вызовем патруль и отберем силой»
26/05/10 |
|
Таможенники соседней страны изъяли машину у возвращавшихся из Прибалтики украинских туристов, объяснив это тем, что в их декларации нет штампика, который днем ранее... сами же "забыли" поставить. Как удалось выяснить, таких случаев сейчас десятки
Во время майских праздников вновь разбушевался исландский вулкан, аэропорты оказались под угрозой закрытия, и многие из тех, кто уже настроился провести пару выходных дней за границей, решили не рисковать и ехать в путешествие на автомобиле. Вот и отец с сыном Станислав и Иван Ошаровы вместе с девушкой Ивана отправились на своем "Ниссане" в Ригу. Хотели навестить родственников, а заодно поездить по Прибалтике. Кто бы мог подумать, что путешествие закончится печально - семья останется без любимого и весьма недешевого автомобиля.
"Автомобиль останется на штрафплощадке, а вы в течение трех часов должны покинуть территорию Белоруссии"
- Мы выехали из Киева 1 мая, - рассказывает Иван Ошаров. - Границу прошли спокойно, пересекли Белоруссию. Приехали в Латвию, погостили в Риге, побывали в Эстонии и Литве, где полюбовались замками. Отправились в обратный путь. Приехали на белорусскую границу - на контрольно-пропускном пункте сумасшедшая очередь. Машин сто или сто пятьдесят. Что делать? У моей девушки через четыре часа заканчивается шенгенская виза! Мы по карте нашли ближайший контрольно-пропускной пункт - Котловку - и быстренько поехали туда.
К счастью, машин там было гораздо меньше, так что литовскую таможню прошли очень быстро. На белорусском КПП оказалось несколько очередей. Один из сотрудников махнул нам рукой, чтобы мы становились в "зеленый коридор" (где обычно проверяют документы у тех, кому нечего декларировать. - Авт.).
Мы заполнили декларацию и начали бегать от окошка к окошку - в одно отдали техпаспорт на машину, в другое - загранпаспорта, в третьем - заплатили транспортный сбор 4 евро за проезд по дорогам Белоруссии. Таможенник попросил открыть багажник, убедился, что все в порядке, отдал нам кипу документов - паспорта, страховку, квитанцию и позволил въехать.
Переночевали мы в Минске, а на следующий день приехали в Новую Гуту на украинскую границу. И вот тут-то началось самое интересное. Нам уже поставили в паспорта отметки о пересечении белорусской границы, как вдруг таможенник, к слову, тот же самый, что неделей раньше проверял нас на въезде в Белоруссию, обратил внимание, что в нашей декларации нет штампа. Но ведь эту бумажку нам вместе с другими документами выдали его же коллеги на литовско-белорусской границе! Почему таможенники забыли поставить в ней штамп? И откуда нам, обычным туристам, знать, что там должно быть? Нас проверили, впустили, так что же - перепроверять после таможенников документы? Забегая вперед, скажу: на акте об изъятии нашего автомобиля белорусы тоже не поставили ни штампа, ни печати. Дали бумажку с подписями и сказали, что этого достаточно.
А белорусский таможенник был непреклонен - нет штампа, значит, по сути, нет и декларации. А нет декларации, значит, мы нарушили белорусские законы и по этим самым законам наш автомобиль подлежит задержанию.
Мы были в шоке! Ведь все остальные документы у нас в полном порядке - в паспортах стоит штамп о пересечении границы, есть квитанция об оплаченном транспортном сборе за транзит именно этого транспортного средства по территории Белоруссии, страховка на автомобиль ("зеленая карта"), да в конце концов видеофиксация с белорусского пограничного пункта пропуска! Попросили таможенника: позвоните в Котловку, пусть проверят по базе и подтвердят, что мы вчера въезжали в Белоруссию. Мы же не контрабандисты! Мы просто туристы, причем из братской соседней страны. Но таможенник заявил, что все не так просто и заниматься нашим делом будет управление, которое находится в Гомеле. А поскольку сейчас праздники, сотрудники управления появятся на работе только через два дня.
Мы заподозрили, что у нас вымогают деньги, предложили заплатить штраф. Таможенник отказался - у них, похоже, с этим строго. Тогда мы решили: хорошо, будем ждать в машине результатов расследования. "Нет, - объяснили нам, - автомобиль останется на штрафплощадке, а вы в течение трех часов должны покинуть территорию Белоруссии".
Таможенники составили акт об изъятии, оценив наш автомобиль в 12 тысяч долларов. "Почему так дешево? - удивились мы. - Машина ведь стоит раза в два дороже!" - "В Белоруссии такие цены", - был ответ.
Затем у нас потребовали ключи и техпаспорт: дескать, если не отдадите добровольно, вызовем патруль, который отберет их силой. Это был какой-то кошмар! Мы пытались дозвониться до украинского консульства, но ни один из трех телефонов, которые нам дали на таможне, не отвечал. Ничего не оставалось, как договориться с водителем попутной машины, который и довез нас до Киева.
Дома нам все-таки удалось связаться с украинским консульством в Белоруссии. Там сказали, что могут помочь лишь тем, что дадут телефон адвоката-международника - возможно, ему удастся "отбить" машину. Услуги этого юриста оказались весьма недешевы, около 100 долларов США в сутки плюс все дополнительные расходы - транспорт, гостиница. Но что поделаешь, машина-то дороже, а помощи от нашего государства, похоже, ждать не приходится.
Чиновник из Центра помощи гражданам Украины за рубежом отказался звонить нашему консулу в Минск
- На этой неделе мы с адвокатом побывали и на таможне в Новой Гуте, и в таможенном управлении в Гомеле, - продолжает Иван. - Как выяснилось, таких случаев десятки! Причем белорусы частенько отбирают машины и у прибалтов. "Вчера у меня по аналогичному делу был консул Эстонии", - сказал заместитель начальника таможни. Когда я услышал это, стало чертовски обидно: Эстония - маленькая страна, но ее консул не поленился и приехал, ведь речь идет о его соотечественниках, попавших в беду. Любое государство защищает своих граждан, но только не Украина! Хотя при МИДе в Киеве существует даже Центр помощи гражданам Украины за рубежом. Мы отправили туда факс с просьбой оказать помощь в решении нашей проблемы. Связавшись с Центром по телефону, получили ответ: "Мы рассмотрим ваше заявление и ответим в течение месяца, как предусмотрено законом". А на мою просьбу связаться с нашим консулом в Минске один из чиновников ответил, что делать этого не будет, поскольку имеет лимит на международные переговоры - ТРИ МИНУТЫ в день!
В Гомеле же нам сообщили, что расследование пока идет. Когда закончится, материалы отправят в суд. Но, пояснил наш юрист (кстати, белорус), надеяться особо не на что: в 95 процентах случаев суд оставляет государству задержанные за нарушение таможенных правил автомобили. Потом адвокат рассказал, что в бюджете Белоруссии заложена немалая статья доходов от конфиската. И государственные органы всеми силами стараются наполнить казну.
В том, что это и в самом деле так, мы убедились довольно быстро. Запрос из управления в Гомеле, как установил адвокат, съездив на границу с Литвой, почему-то отправили совсем на другой контрольно-пропускной пункт, не в тот, через который мы проезжали. Что это - халатность? Или кому-то очень приглянулся наш автомобиль и теперь делается все, чтобы запутать следы, получить нужное решение суда и отдать "Ниссан" новому хозяину за бесценок? Если так, то, боюсь, запись о пересечении нами границы на автомобиле могут просто стереть из компьютера. И тогда все - мы преступники!
Кроме протокола изъятия автомобиля, Иван Ошаров показал еще один любопытный документ, который в порядке "дружеской помощи" вручили ему белорусские таможенники. В документе даны адреса местных юридических консультаций и небольшое пояснение для туристов. В нем говорится: "Институт частных адвокатов в Республике Беларусь ликвидирован, поэтому защитники есть только государственные, но их помощь, как правило, малоэффективна и бесполезна в уголовных делах и спорах с государственными органами". Что это? Тонкий намек - мол, оспаривать действия местных чиновников бесполезно?
За комментарием "ФАКТЫ" обратились к генеральному директору консалтинговой компании "Укрвнештерминалкомплекс" Александру Лелете.
- Это полный беспредел, - заявил Александр Дмитриевич. - У людей же есть пусть косвенные, но доказательства ввоза транспортного средства в Белоруссию - штампы в паспортах, квитанция об уплате дорожного сбора. Предполагаю, что автомобиль также должны были внести и в электронную базу данных таможни, как это делается в Украине. К слову, в нашей стране такую ситуацию трудно представить: каждое транспортное средство, которое въезжает на территорию Украины, попадает в централизованную электронную базу данных.
Бывают случаи, когда человек въезжает в Украину на автомобиле, но потом должен срочно вернуться за границу, а потому оставляет машину и улетает на самолете. В аэропорту он сдает иммиграционную карточку (мы рекомендуем на всякий случай сделать ее копию), где стоит отметка о ввозе автомобиля. Но это не означает, что ввезенная машина теперь находится в Украине нелегально. Так или иначе, даже без иммиграционной карточки автомобиль никто не будет конфисковывать. Информация о нем есть в базе, и таможенники могут легко это проверить.
Людмила ТКАЧУК
Джерело: Факты
Во время майских праздников вновь разбушевался исландский вулкан, аэропорты оказались под угрозой закрытия, и многие из тех, кто уже настроился провести пару выходных дней за границей, решили не рисковать и ехать в путешествие на автомобиле. Вот и отец с сыном Станислав и Иван Ошаровы вместе с девушкой Ивана отправились на своем "Ниссане" в Ригу. Хотели навестить родственников, а заодно поездить по Прибалтике. Кто бы мог подумать, что путешествие закончится печально - семья останется без любимого и весьма недешевого автомобиля.
"Автомобиль останется на штрафплощадке, а вы в течение трех часов должны покинуть территорию Белоруссии"
- Мы выехали из Киева 1 мая, - рассказывает Иван Ошаров. - Границу прошли спокойно, пересекли Белоруссию. Приехали в Латвию, погостили в Риге, побывали в Эстонии и Литве, где полюбовались замками. Отправились в обратный путь. Приехали на белорусскую границу - на контрольно-пропускном пункте сумасшедшая очередь. Машин сто или сто пятьдесят. Что делать? У моей девушки через четыре часа заканчивается шенгенская виза! Мы по карте нашли ближайший контрольно-пропускной пункт - Котловку - и быстренько поехали туда.
К счастью, машин там было гораздо меньше, так что литовскую таможню прошли очень быстро. На белорусском КПП оказалось несколько очередей. Один из сотрудников махнул нам рукой, чтобы мы становились в "зеленый коридор" (где обычно проверяют документы у тех, кому нечего декларировать. - Авт.).
Мы заполнили декларацию и начали бегать от окошка к окошку - в одно отдали техпаспорт на машину, в другое - загранпаспорта, в третьем - заплатили транспортный сбор 4 евро за проезд по дорогам Белоруссии. Таможенник попросил открыть багажник, убедился, что все в порядке, отдал нам кипу документов - паспорта, страховку, квитанцию и позволил въехать.
Переночевали мы в Минске, а на следующий день приехали в Новую Гуту на украинскую границу. И вот тут-то началось самое интересное. Нам уже поставили в паспорта отметки о пересечении белорусской границы, как вдруг таможенник, к слову, тот же самый, что неделей раньше проверял нас на въезде в Белоруссию, обратил внимание, что в нашей декларации нет штампа. Но ведь эту бумажку нам вместе с другими документами выдали его же коллеги на литовско-белорусской границе! Почему таможенники забыли поставить в ней штамп? И откуда нам, обычным туристам, знать, что там должно быть? Нас проверили, впустили, так что же - перепроверять после таможенников документы? Забегая вперед, скажу: на акте об изъятии нашего автомобиля белорусы тоже не поставили ни штампа, ни печати. Дали бумажку с подписями и сказали, что этого достаточно.
А белорусский таможенник был непреклонен - нет штампа, значит, по сути, нет и декларации. А нет декларации, значит, мы нарушили белорусские законы и по этим самым законам наш автомобиль подлежит задержанию.
Мы были в шоке! Ведь все остальные документы у нас в полном порядке - в паспортах стоит штамп о пересечении границы, есть квитанция об оплаченном транспортном сборе за транзит именно этого транспортного средства по территории Белоруссии, страховка на автомобиль ("зеленая карта"), да в конце концов видеофиксация с белорусского пограничного пункта пропуска! Попросили таможенника: позвоните в Котловку, пусть проверят по базе и подтвердят, что мы вчера въезжали в Белоруссию. Мы же не контрабандисты! Мы просто туристы, причем из братской соседней страны. Но таможенник заявил, что все не так просто и заниматься нашим делом будет управление, которое находится в Гомеле. А поскольку сейчас праздники, сотрудники управления появятся на работе только через два дня.
Мы заподозрили, что у нас вымогают деньги, предложили заплатить штраф. Таможенник отказался - у них, похоже, с этим строго. Тогда мы решили: хорошо, будем ждать в машине результатов расследования. "Нет, - объяснили нам, - автомобиль останется на штрафплощадке, а вы в течение трех часов должны покинуть территорию Белоруссии".
Таможенники составили акт об изъятии, оценив наш автомобиль в 12 тысяч долларов. "Почему так дешево? - удивились мы. - Машина ведь стоит раза в два дороже!" - "В Белоруссии такие цены", - был ответ.
Затем у нас потребовали ключи и техпаспорт: дескать, если не отдадите добровольно, вызовем патруль, который отберет их силой. Это был какой-то кошмар! Мы пытались дозвониться до украинского консульства, но ни один из трех телефонов, которые нам дали на таможне, не отвечал. Ничего не оставалось, как договориться с водителем попутной машины, который и довез нас до Киева.
Дома нам все-таки удалось связаться с украинским консульством в Белоруссии. Там сказали, что могут помочь лишь тем, что дадут телефон адвоката-международника - возможно, ему удастся "отбить" машину. Услуги этого юриста оказались весьма недешевы, около 100 долларов США в сутки плюс все дополнительные расходы - транспорт, гостиница. Но что поделаешь, машина-то дороже, а помощи от нашего государства, похоже, ждать не приходится.
Чиновник из Центра помощи гражданам Украины за рубежом отказался звонить нашему консулу в Минск
- На этой неделе мы с адвокатом побывали и на таможне в Новой Гуте, и в таможенном управлении в Гомеле, - продолжает Иван. - Как выяснилось, таких случаев десятки! Причем белорусы частенько отбирают машины и у прибалтов. "Вчера у меня по аналогичному делу был консул Эстонии", - сказал заместитель начальника таможни. Когда я услышал это, стало чертовски обидно: Эстония - маленькая страна, но ее консул не поленился и приехал, ведь речь идет о его соотечественниках, попавших в беду. Любое государство защищает своих граждан, но только не Украина! Хотя при МИДе в Киеве существует даже Центр помощи гражданам Украины за рубежом. Мы отправили туда факс с просьбой оказать помощь в решении нашей проблемы. Связавшись с Центром по телефону, получили ответ: "Мы рассмотрим ваше заявление и ответим в течение месяца, как предусмотрено законом". А на мою просьбу связаться с нашим консулом в Минске один из чиновников ответил, что делать этого не будет, поскольку имеет лимит на международные переговоры - ТРИ МИНУТЫ в день!
В Гомеле же нам сообщили, что расследование пока идет. Когда закончится, материалы отправят в суд. Но, пояснил наш юрист (кстати, белорус), надеяться особо не на что: в 95 процентах случаев суд оставляет государству задержанные за нарушение таможенных правил автомобили. Потом адвокат рассказал, что в бюджете Белоруссии заложена немалая статья доходов от конфиската. И государственные органы всеми силами стараются наполнить казну.
В том, что это и в самом деле так, мы убедились довольно быстро. Запрос из управления в Гомеле, как установил адвокат, съездив на границу с Литвой, почему-то отправили совсем на другой контрольно-пропускной пункт, не в тот, через который мы проезжали. Что это - халатность? Или кому-то очень приглянулся наш автомобиль и теперь делается все, чтобы запутать следы, получить нужное решение суда и отдать "Ниссан" новому хозяину за бесценок? Если так, то, боюсь, запись о пересечении нами границы на автомобиле могут просто стереть из компьютера. И тогда все - мы преступники!
Кроме протокола изъятия автомобиля, Иван Ошаров показал еще один любопытный документ, который в порядке "дружеской помощи" вручили ему белорусские таможенники. В документе даны адреса местных юридических консультаций и небольшое пояснение для туристов. В нем говорится: "Институт частных адвокатов в Республике Беларусь ликвидирован, поэтому защитники есть только государственные, но их помощь, как правило, малоэффективна и бесполезна в уголовных делах и спорах с государственными органами". Что это? Тонкий намек - мол, оспаривать действия местных чиновников бесполезно?
За комментарием "ФАКТЫ" обратились к генеральному директору консалтинговой компании "Укрвнештерминалкомплекс" Александру Лелете.
- Это полный беспредел, - заявил Александр Дмитриевич. - У людей же есть пусть косвенные, но доказательства ввоза транспортного средства в Белоруссию - штампы в паспортах, квитанция об уплате дорожного сбора. Предполагаю, что автомобиль также должны были внести и в электронную базу данных таможни, как это делается в Украине. К слову, в нашей стране такую ситуацию трудно представить: каждое транспортное средство, которое въезжает на территорию Украины, попадает в централизованную электронную базу данных.
Бывают случаи, когда человек въезжает в Украину на автомобиле, но потом должен срочно вернуться за границу, а потому оставляет машину и улетает на самолете. В аэропорту он сдает иммиграционную карточку (мы рекомендуем на всякий случай сделать ее копию), где стоит отметка о ввозе автомобиля. Но это не означает, что ввезенная машина теперь находится в Украине нелегально. Так или иначе, даже без иммиграционной карточки автомобиль никто не будет конфисковывать. Информация о нем есть в базе, и таможенники могут легко это проверить.
Людмила ТКАЧУК
Джерело: Факты