Охота на «Краян»
24/12/07 |
|
По мнению начальника Одесского теруправления Госкомиссии по фондовому рынку Юрия Ровинского, до тех пор, пока законодательно не будет определено само понятие «рейдерства», борьба с ним безнадежна. И хотя в ВР зарегистрирован проект соответствующего Закона, но от заявки до принятия соответствующего акта, как говорится, «дистанция огромного размера». Межу тем, процессы, которые объективно нельзя рассматривать иначе, чем преступление, продолжают становиться все более «популярными».
Рейдерский захват может преследовать самые разнообразные цели. Но всегда это захват контроля над капиталом, а иногда и над рынком. Если вожделенный объект рейдерства является ключевым предприятием в отрасли, с помощью захвата такового можно изменить расстановку сил на рынке, если не овладеть всем рынком целиком. Именно такая ситуация наблюдается сейчас в области краностроения, представленной в нашем городе ОАО «Холдинговой компанией «Краян».
В последнее время на мировом рынке значительно возрос спрос именно на ту продукцию, которую выпускает «Краян». Как отметил начальник отдела сбыта завода Виктор Рудык, только за последний год объемы выпуска техники возросли вдвое. В Одессу поступают заказы из Таджикистана, Казахстана и даже Египта. Несмотря на то, что цены на нашу продукцию не намного ниже, чем у ведущих западных или японских фирм, заказчики охотно сотрудничают с украинским предприятием, которое старается максимально учесть пожелания клиента.
— Наш потенциал огромен — отмечает Рудык. — Например, Казахстан имеет потребность в 400 кранах ежегодно. Ни Россия, ни Германия не в состоянии обеспечить такой спрос. Поэтому сегмент продаж нашего товара на рынке имеет устойчивую тенденцию роста. Но именно это и вызывает повышенный интерес рейдеров.
Еще более пяти лет назад, в сентябре 2002 года, «Краян» стал объектом внимания рейдеров и с тех пор переживает уже второй процесс банкротства.
Если после первой его процедуры предприятие вышло без потерь, то теперь менеджеры холдинга серьезно опасаются за дальнейшую судьбу завода.
Последнее дело о банкротстве было возбуждено в 2006 году по инициативе ООО «Укртекстильмаш», которому предприятие задолжало 265 тысяч гривень. Это не сулило особых неприятностей (стоимость только одного пятидесятитонного крана, на производство которого у завода огромный пакет заказов, в семь раз выше). Однако дальнейшие события развивались по классической схеме захвата, о которой разве что учебники еще не написаны.
В том же году была назначена санация предприятия. К его руководству пришел арбитражный управляющий Владислав Иванов (тут к месту будет заметить, что именно этот господин оказывался в такой же роли на ряде других предприятий, где складывались весьма похожие ситуации).
Приступив к своим обязанностям, Иванов первым делом отстранил от должности председателя правления холдинга Николая Приступу. Затем, на основании решения Хозяйственного суда, арбитражный управляющий изъял печать, устав и документацию предприятия, став, таким образом, его полновластным хозяином.
Дальнейшие действия нового руководителя отличались весьма специфической логикой. Например, он потратил 25 миллионов гривень (!) ... на закупку оборудования для утилизации шин. Нетрудно догадаться, что никакого отношения к краностроению, тем более его санации, указанное оборудование не имело, что, однако, не помешало заключить соответствующий договор купли-продажи. В этой связи крайне интересно, что крупнейший в стране отраслевой холдинг заключал эту сделку с каким-то странным ЧП «Леардон», причем настолько богатым, что тот даже не просил денег всех и сразу (это двадцать пять миллионов-то!). Договор с ЧП предусматривал отсрочку платежа за оборудование на целых три года...
Представляете, какая благотворительность со стороны «акул бизнеса»! Единственное непонятно: почему столь драгоценное оборудование, полученное на столь выгодных условиях, в цехах почему-то никто так и не увидел? Впрочем, его судьба прослеживается по ряду других документов, свидетельствующих о последующей перепродаже его уже «Краяном» некоему «Украинскому экологическому центру». Тоже ведь вопрос: откуда у экологов такие деньги, и зачем им нужно столько старых шин? Но это больше по части авторов «12 стульев» и, очевидно, прокуратуры. А мы вернемся к нашей ситуации.
Все бывает под луной. Подарив 25 миллионов в виде оборудования, продавец, то бишь, указанное ЧП почему-то слишком быстро приказало долго жить. В отношении него началась процедура банкротства, и, как ее итог, все тот же суд отменил отсрочку выплат по договору купли-продажи, признав должником, естественно «Краян», а кредитором новое юридическое лицо. Им оказалась фирма «Юг- сервис 06». Сумма долга, повисшая на «Краяне» за оборудование, которое здесь в глаза не видели, сделала «Юг-сервис» главным игроком на этом, с позволения сказать, «рынке».
По словам заместителя председателя правления предприятия Владимира Леонова, появление указанного долга, возникшего при непосредственном участии арбитражного управляющего, характеризует деятельность последнего как создание условий и предпосылок для организации рейдерских атак на «Краян» с целью овладения им якобы в счет погашения сомнительного долга.
Но господину Иванову и этого мало. Он приглашает на предприятие независимого эксперта некоего господина Левандовского для оценки состояния производственных цехов. Заключение последовало достаточно быстро и засвидетельствовало, что здание, где размещены все пять производственных цехов, находится в аварийном состоянии. На основании сего «документа» арбитражный управляющий ходатайствует перед советом кредиторов о продаже производственного корпуса в счет существующего у предприятия долга. При этом цена, которую заплатил покупатель за... 51 тысячу (!) квадратных метров составила... два миллиона гривень, или 38 гривень за один квадратный метр! Согласитесь, даже руины в черте города оцениваются, как минимум, в сто раз дороже, а коммерческая недвижимость (к коей относится и имущество «Краяна») — в тысячи.
После этих событий в отношении господина Иванова возбуждается несколько уголовных дел, а отстраненный от должности Николай Приступа в судебном порядке восстанавливается и снова приступает к руководству предприятием.
Но мытарства коллектива на этом не закончились. В том же 2006 году Хозяйственный суд утвердил право собственности на корпус основных производственных цехов за компанией с интересным названием «Укрзакордонпраця». Затем, этот же корпус меняет нескольких владельцев и в результате переходит в собственность неизвестно когда и неизвестно откуда возникшей компании под красноречивым названием «Завод тяжелого краностроения «Краян».
И тогда ситуация наконец-то начинает проясняться. Новый собственник заводских корпусов в лице директора Анатолия Левченко дает понять, что задачи у него далеко не производственные. В доказательство тому, Левченко издает распоряжение о прекращении с 1 декабря допуска на предприятие сотрудников пока еще «живого» холдинга.
Это и послужило сигналом для трудового коллектива к началу акций протеста и привлекло внимание украинских СМИ к организации захвата флагмана отечественного краностроения.
Незадачливому директору пришлось отменить свое распоряжение, и более пятисот сотрудников подлинного «Краяна» вздохнули с облегчением. Правда, нельзя не заметить абсурдной ситуации: холдинг, ни на день не прекращавший своей работы, теперь вынужден быть арендатором собственных цехов. По словам Владимира Леонова «продажа корпуса всего за два миллиона гривень просто нелепа: только металлоконструкции помещения (если их просто сдать на металлолом!) оцениваются гораздо дороже».
Но вернемся к делам арбитражным. В конце ноября другой состав Хозяйственного суда вновь отстранил от управления предприятием Николая Приступу и назначил управляющим санацией Сергея Нестеренко. Последнее судебное решение, как это ни удивительно, пошло на пользу предприятию.
Как выразился зампредседателя правления Владимир Леонов, Сергей Сергеевич был в ужасе от увиденного, когда знакомился с предприятием сразу после своего назначения. Однако действия, предпринятые им за столь короткий срок, говорят о желании выполнить основную цель санации — на самом деле вывести предприятия из финансового кризиса. И заводчан волнует, дадут ли ему это сделать.
Леонов выделил два варианта рейдерского захвата. Первый — когда преследуется цель смены собственника, но не затрагивается производственный процесс. Второй — если задачей рейдеров является захват собственности ради земельного участка. Леонов подчеркивает, что в случае утверждения Генплана Одессы до 2031 года и строительства нового железнодорожного вокзала в районе Второй заставы, земля «Краяна» станет просто драгоценной.
По словам председателя профкома «ХК Краян» Анатолия Малышева, закрытие предприятие сегодня означало бы не только практическую ликвидацию отечественного краностроения, но и серьезный удар по нашим стратегическим национальным интересам, не говоря уже о соображениях выгоды.
— Мы работаем с огромным числом зарубежным заказчиков, — говорит Анатолий Павлович, — да еще и по системе предоплаты. Это возлагает особую ответственность на нас как серьезного партнера в международном плане. Иностранными заказами завод уже обеспечен до второго квартала будущего года. В случае срыва этих, еще раз подчеркну, оплаченных обязательств, своим имиджем на мировом рынке рискует уже не «Краян», а Украина.
Кроме того, пятьсот человек, многие из которых являются специалистами высочайшего класса с опытом, приобретенным за десятилетия, могут просто оказаться на улице.
Я работаю здесь более сорока лет. Поэтому с болью в сердце слежу за происходящим.
Трудовой коллектив не будет безучастным наблюдателем развития событий. Как известно, на нашем общем собрании мы приняли обращение к Президенту Украины с просьбой остановить рейдеров. В течение месяца, за который, согласно закону, официальные инстанции должны дать ответ, инициативная группа предприятия готовит обращения к новому губернатору и Председателю Верховной Рады.
Мы хотим, чтобы хозяева высоких кабинетов поняли, что речь идет о национальных интересах нашей страны и о реальной угрозе этим интересам со стороны рейдерства как явления.
Ситуация на «Краяне» весьма типична для современного состояния нашего общества. Стала уже крылатой фраза о том, что «нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради прибыли в 300 процентов». Рейдерство обещает дивиденды на порядок больше.
«Воруй или паши на того, кто уже наворовал. Будь беспринципен и нечист на руку. Компостируй людям мозги, вводи в заблуждение, легко давай любые обещания — без проблем вовлечешь их в выгодное для себя сотрудничество». Таков краткий смысл тренинга одного из бизнес-агентств.
На примере «Краяна» можно засвидетельствовать, что эти рекомендации отлично работают в украинских реалиях.
Источник: Час пик