Пирсонификация Хаидельберга или разводка как стиль жизни.
24/03/08 |
|
Украинский бизнес, который уже привык к отечественным рейдерам, начал сталкиваться с новым явлением – рейдерами-иностранцами. При чем, как оказалось, у заграничных акул зубы отточены не хуже чем у доморощенных.
Яркий пример прихода западных рейдеров на рынок Украины это попытка поглощения иностранной компанией Heidelberg AG украинской фирмы ООО «Полиграфист». Коротко, суть конфликта следующая. Отечественная компания закупила у Heidelberg AG дорогое полиграфическое оборудование с отсрочкой платежа. Несколько задержала выплаты, но впереди ожидалась избирательная кампания, и предприятие заверило кредиторов, что за пару месяцев не только рассчитается с долгами, но и выплатит оставшуюся сумму досрочно.
Но как только предприятию посыпались заказы на политическую продукцию, Heidelberg AG , через заранее заложенную программу заблокировала работу «печатной машинки». В результате «Полиграфист» оказался полным банкротом.
На первый взгляд удивительно, почему иностранная компания кредитор сделала все возможное, чтобы украинская компания не смогла рассчитаться с долгами.
Все очень просто, потому, что для Heidelberg AG такой поворот дела намного выгоднее.
Согласно драконовского договора, который монополист Heidelberg AG подсунула наивным украинцами, они забирают назад не только оборудование, но и все имущество компании, которое было залогом по кредитованию.
А теперь, детальнее. Начиналась эта история в 2004 году с приобретения компанией ООО «Полиграфист» печатной машины у австрийского представительства мирового гиганта полиграфической индустрии Heidelberg AG. Что такое «Хаидельберг»? Это как «Газпром», только в полиграфии, оборот компании за 2006/2007 финансовый год составила 4,6 миллиарда долларов.
Стоимость контракта составила около 3 млн. евро, немало для Тернополя, города, где работает, вернее, работала и обеспечивала средствами к существованию сотню человек персонала типография «Полиграфиста». По договору, оплата за станок производилась частями в течение 5 лет. Конкуренция на рынке полиграфии высокая, а с заказами на полумертвом рынке Западной Украины не густо. По неволе изредка приходилось выбиваться из графика платежей, но у кого из нас не возникало подобных проблем, например при погашении кредита банку и никого ведь живьем за это не съедали. Да, вводили пеню, девушка - кредитный менеджер просила впредь вносить платеж в срок, но ведь никто не набрасывался на ваше залоговое имущество, жадно потирая скользкие потные руки. Никто не заламывал вас, пытаясь забрать взятый вами в кредит мобильный телефон. Потому что, всем нормальным компаниям будь то банки, лизинговые компании и тд. прежде всего, нужны деньги, а не имущество за которое эти деньги выплачиваются. Однако у украинского филиала фирмы «Хаидельберг» подход иной, не только палец, а и руку по плечо откусят.
Такой подход в работу филиала внес новый его руководитель мистер Пирсон, который в 90-х работал в России. Что такое Россия в 90-х, нам напоминает прочно вошедший в массы шансон, лексикон народа, впитавший в себя бандитский жаргон с его «стрелками», «лохами» и «кидаловом». Такую школу жизни вышеупомянутый господин усвоил прочно. И не преминул использовать свой, как мы увидим, богатый опыт на новой должности.
После предупредительного письма представительство Хаидельберг в Украине снимает своего клиента в лице ООО «Полиграфист» с сервисного обслуживания, несмотря на отсутствие долгов за эту услугу.
В апреле 2007 года, руководство ООО «Полиграфист» посылает письмо в компанию Хаидельберг, в котором, принося извинения за задержки по платежам, предлагает после досрочных выборов в Верховную Раду полностью погасить всю задолженность. То есть, досрочно рассчитаться за оборудование.
Мы ведь прекрасно понимаем, что избирательная компания, это золотое время для различных типографий, когда их продукция обеспечивает жителей частного сектора растопочным материалом на пол года вперед. А листовки с ликами вождей и через год смотрят на нас со столбов да заборов своим требовательно-заискивающим взглядом, глядя на который сразу вспоминаешь, что кому-то, что-то должен.
Но вместо одобрения такого предложения, на станке 16 июля включается таймер и программное обеспечение самоуничтожается!!! Вот уж ответ так ответ! Значит деньги-то, не нужны. И это несмотря на приобретённую по договору покупателем личную, не ограниченную временем лицензию на использование лицензированного программного обеспечения.
Далее - месяц простоя. Отказ Хаидельберг Украина включить оборудование. И это накануне избирательной гонки. Времени заключения договоров и типографской «жатвы». А может г-н Пирсон просто «задвигал» неудобных конкурентов? Ведь логика его действий понятна лишь под этим углом зрения. Если бы хотел платежей от «Полиграфиста», то, несомненно, включил бы станок и дал возможность заработать.
Август месяц – приехал г-н Энглиш, руководитель представительства Heidelberg в Австрии – компании, непосредственно у которой и была куплена та самая печатная машина. После долгих переговоров принимается решение всё-таки дать фирме «Полиграфист» поработать до нового года без вмешательств, дать ей заработать деньги и закрыть долг или отдать оборудование без судебных разбирательств. Да, именно отдать оборудование, поскольку, занимая практически монопольное положение на рынке такого оборудования, компания загоняет своих покупателей в каббалу. Если у вас нет в кармане 3 млн. евро вы вынуждены покупать оборудование с рассрочкой платежа. До момента проплаты последнего цента, все оборудование принадлежит продавцу, но не только оно. А еще и залоговое имущество, которое предоставляет покупатель на величину стоимости оборудования. Оно тоже отходит продавцу. Вот такой прибыльный бизнес получается, и оборудование у тебя остается и платежи у тебя же, да ещё вдобавок залоговое имущество к тебе переходит.
Только понятно, что месяц простоя это потеря выгодных контрактов, конкуренты тоже не спят, и получилось как в одесской присказке – кто не успел, тот опоздал. «Полиграфист» понес большие убытки, а тут еще в добавок сломалась печатная установка , был направлен запрос в украинское отделение компании Хаидельберг, которое и должно заниматься сервисным гарантийным и пост гарантийным ремонтом . Г-н Пирсон соизволил явиться только через 10 дней, детали для замены пришли еще через 20 дней. Итого еще целый месяц простоя типографии. И это притом, что послегарантийное обслуживание должно осуществляться украинским представительством по следующему графику: в течение 24 часов высылается специалист, в течение 72 часов производится ремонт. Как расценить поведение руководителя компании «Хаидельберг Украина». Что это, сознательный саботаж или вопиющая некомпетентность? Желание на пару с г-ном Энглишем забрать оборудование, за которое уже три года выплачивались немалые суммы плюс «освоить» залоговую часть, «зачистить» поле для нового игрока. Какой бы ответ мы не выбрали, он будет одинаково нелицеприятен этим г-дам.
Естественно ООО «Полиграфист» обратилось в суд и потребовало от Хаидельберг Украина возместить нанесенный её действиями в период избирательной компании ущерб. В конце декабря Хозяйственный суд города Киева выносит решение в пользу ООО «Полиграфист», однако Киевским апелляционным хозяйственным судом это решение отменяется. На том основании, что якобы Хаидельберг Украина не обязана проводить сервисное обслуживание своего оборудования и «Полиграфист» мог обратиться в любую другую компанию. Можете представить, чтобы Nokia послала своего клиента за сервисом, например в Siemens или в компанию Motorola? Я этого представить не могу. Как не сможет этого представить любая дорожащая своей репутацией фирма. Чем руководствовались г-да Пирсон и Энглиш мы уже представляем, но из каких соображений Киевский апелляционный хозяйственный суд выносил своё решение, с точки зрения логики непонятно. Мы не можем говорить о «материальной стимуляции» суда компанией Хаидельберг Украина, однако вопросы остаются.
В январе на оборудовании вновь включился таймер с уведомлением об истечении срока лицензии. Письмо с просьбой остановить кодировку господин Энглиш проигнорировал, 8 февраля код на отключение сработал, машина стала и не работает по сегодняшний день. И это несмотря на решение суда, запретившее использовать кодирование на период судебного разбирательства. Так кто же в силах заставить иностранцев выполнять решения украинского суда или для них закон не писан?
Сейчас материалы дела находятся в Высшем хозяйственном суде Украины. Какое решение им будет принято неизвестно. Известно другое, некоторые источники сообщили, что еще летом господин Пирсон вел переговоры с покупателями о продаже им оборудования ООО «Полиграфист». Пирсон ситуацию не комментирует.