Президент остался без ценных бумаг
04/04/08 |
|
Конституционный суд лишил президента Украины права контроля над Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), переподчинив ведомство Кабинету министров. В секретариате президента по-прежнему утверждают, что ГКЦБФР не относится к органам исполнительной власти, поэтому правительство не имеет права на смену руководства комиссии. Эксперты также сомневаются, что премьер-министру удастся установить полный контроль над ведомством.
Вчера Конституционный суд (КС) сообщил, что 1 апреля удовлетворил прошение 48 народных депутатов, оспаривавших право контроля президента над ГКЦБФР. Депутаты требовали признать неконституционными положения ст. 6 закона "О госрегулировании рынка ценных бумаг" в части подконтрольности комиссии президенту (ч. 1 ст. 6), назначения и увольнения главой государства председателя комиссии и ее членов (ч. 5), утверждения президентом положения "О ГКЦБФР" (ч. 12).
По мнению депутатов, нормы закона противоречат ст. 116 основного закона, определяющей, что только Кабмин вправе назначать и увольнять по представлению премьер-министра руководителей центральных органов исполнительной власти. Вчера судья КС Виктор Шишкин подтвердил, что в Конституции (в редакции от 8 декабря 2004 года) четко указаны все полномочия президента и они не могут быть изменены отдельными законами. Поэтому суд принял решение лишить президента права контролировать работу ГКЦБФР и изъял эти нормы из закона и указа #142/1997.
При этом, как сообщила заместитель главы секретариата президента (СП), представитель президента в КС Мария Ставнийчук, правительство не получит контроль над ГКЦБФР автоматически, так как статус комиссии не определен. "Безусловно, решение Конституционного суда нужно выполнять, но в этом вопросе меня интересует один момент – Госкомиссия по ценным бумагам теперь относится к органам исполнительной власти, или это все-таки орган, который функционирует в сфере регуляторной политики?" – недоумевает госпожа Ставнийчук. Поэтому, по ее словам, СП и Верховная рада должны разработать новый порядок назначения членов ГКЦБФР и ее работы. "Кабинет министров не должен определять политику независимого органа",– говорит она.
Президент Виктор Ющенко в ноябре 2007 года указом #1109 изменил положение "О ГКЦБФР", лишив комиссию статуса центрального органа исполнительной власти (представление уже рассматривалось в КС). Законом определен статус ГКЦБФР как "государственного органа, подотчетного Верховной раде".
Глава ГКЦБФР Анатолий Балюк утверждает, что работа комиссии после решения КС не изменится, но при этом возможны кадровые перестановки. "Будут так будут – значит, так надо. Лично я придерживаюсь мнения, что регулятор должен быть независимым от исполнительной власти",– говорит господин Балюк, предлагая законодательно урегулировать полномочия комиссии. Министр юстиции Николай Онищук вчера на телефонные звонки не отвечал, а в профильном управлении секретариата Кабмина отказались комментировать ситуацию вокруг ГКЦБФР.
По мнению народного депутата от БЮТ, соавтора представления в КС Андрея Портнова, теперь именно Кабинет министров ответственен за реформирование рынка ценных бумаг. "Комиссия – один из основных финансовых регуляторов, формирующий экономическую политику государства. Поэтому правительство должно нести персональную ответственность (за развитие рынка.–Ъ), а не кивать то на президента, то на парламент",– считает он. ГКЦБФР, по словам господина Портнова, следует готовиться к кадровым изменениям. "Именно для этого прошение и подавалось в суд. Это будет касаться председателя и некоторых членов комиссии,– отмечает он.– Теперь назначения будут отвечать Конституции".
Партнер юридической компании "Кузнецов и партнеры" Денис Кузнецов сомневается в скорой смене руководства комиссии, так как этот вопрос не урегулирован. "Теперь в соответствии с решением Конституционного суда необходимо вносить изменения в закон, а президенту – в свои акты. Как показывает практика, делается это очень медленно. Думаю, в ближайшие полгода у комиссии будет статус-кво",– говорит он. "В свое время Конституционный суд тоже говорил, что у президента нет полномочий назначать на административные должности судей. При этом никаким другим законом не было урегулировано, кто это делает",– добавляет партнер юридической фирмы "Магистр и партнеры" Алексей Резников.
Директор Международного института приватизации, собственности и инвестиций Александр Рябченко считает, что правительство получит контроль над комиссией, только если это будет четко прописано в законе. "Если у парламента останутся его полномочия, то у Юлии Владимировны вряд ли что-то получится",– уверен он.
Источник: КоммерсантЪ Украина