"Группа Приват" не рейдеры, а сицилийская Cosa Nostra
28/01/08 |
|
Первое что приходит на ум при упоминании сочетания "Группа Приват", – рейдерство. Впрочем, слово это, несмотря на свою негативную окраску, не вполне точно отражает сущность группы. Ведь рейдер – это человек или юридическое лицо, осуществляющие поглощение компаний без согласия акционеров, не обязательно противозаконно.
В случае же с группой "Приват" это не совсем так – здесь мы имеем дело с откровенной уголовщиной, пишут "Версии.com". Деятельность группы до сих пор не прекращена из-за того, что ее представители хорошо интегрировались в государственные компании и учреждения. И похожа она не на рейдеров, а скорее на сицилийскую Cosa Nostra: семью, в которой каждый имеет свой доходный участок.
Самой группы "Приват" как таковой не существует. Под ней обычно понимают людей, связанных источником дешевых кредитов – "Приватбанком". Наиболее известными среди них являются собственники крупных пакетов этого финучреждения, признанные журналом Forbes одними из богатейших людей. Эта группа отличается агрессивной политикой поглощения, а по оценкам некоторых аналитиков считается главным рейдером Украины. Наиболее громкими скандальными поглощениями группы за последнее время стали: Днепропетровский рынок "Озерка", ОАО "Днепрофарм", Никопольский завод ферросплавов, Кременчугский сталелитейный завод, Днепропетровский маслоэкстракционный завод, крупнейшим акционером которого является транснациональная компания Bunge, Киевская фабрика технических бумаг.
"...И никакого мошенничества"
Зарабатывать группа "Приват" может разными способами. Один из них – это предложение государству ненужных услуг за "скромный гонорар". В апреле 2006 года в СМИ появились заметки о том, что ЗАО "Оптима-Трейд", подконтрольная связанному с "Приватом" Юрию Киперману, может взыскать с дочерних компаний "Нафтогаза" – "Укргаздобычи" и "Укртрансгаза" 170 млн. грн. У компании оказался переводной вексель, который был выдан в 1998 году одним дочерним предприятием АО "Укргазпром" – ДП "Киевтрансгаз" – другому дочернему предприятию этой компании – ДП "Шебелинкогаздобыча". В 2001 году налоговая инспекция взыскала через суд с "Укргаздобычи" (правопреемника ДК "Шебелинкогаздобыча") 273 млн. грн. неуплаченных налогов (из них векселем – 170 млн. грн.). В 2003 году исполнительная служба продала вексель за 10 млн. грн., который после серии перепродаж оказался у ЗАО "Оптима-Трейд". 26 апреля Апелляционный суд Киева удовлетворил иск и обязал госструктуру погасить вексель.
"Если родина скажет..."
Случай с "Оптима-Трейд" – это не первый и не единственный пример преступного попустительства государства. Чего стоят аферы "Укрнафты", председателем правления которой является кандидат в народные депутаты от все той же "НУНС", видный "приватовец" Игорь Палица.
В 2005 году, желая избежать неконтролируемого подорожания нефтепродуктов, украинское правительство выделило на создание собственной сети автозаправочных станций 2 млрд. грн. Вся эта сумма перекочевала приватовским структурам. Вывести деньги удалось благодаря продаже "Укрнафте" автозаправочных станций по завышенным ценам. В декабре 2005 года АЗС были выкуплены у аффилированной с "приватовской" структурой "Авиас" компании "Авиас-плюс". Продавали свои заправки "Мавекс" и "Севен-Севенти-Петролеум". Первой руководит Петр Палица – отец Игоря Палицы. Вторая фирма оформлена на члена набсовета "Укрнафты" Михаила Кипермана. Всего же было продано около 100 заправок, большинство из которых на поверку оказались расположены в невыгодных для продаж местах и технически устаревшими.
По факту продажи более половины этих объектов были возбуждены уголовные дела. Ведь балансовая стоимость всех этих заправок была от 80 до 500 тыс. грн. Скупка их проводилась, за счет предоставленных "Приватбанком" дешевых кредитов. А выкупались они по цене в 30-40 раз дороже.
"Люди мы не местные..."
Преступные рейды "приватовцев" не ограничиваются выкачиванием средств из госбюджетов. Сотни небольших предприятий страны стали жертвами "приватовской" экспансии. Примером тому история с Киевской фабрикой технической бумаги (КФТБ), перешедшей структурам сына Юрия Кипермана Михаила.
Михаил положил глаз на земельный участок, где располагалась КФТБ, общей площадью в 2 га, который по оценкам экспертов сегодня оценивается приблизительно в $2 млн. Однако, если добиться у городских властей права вынести производство за пределы столицы и разрешения на коммерческую застройку освобожденного участка, то за него можно выручить в тридцать-сорок раз больше.
Осенью 2006 года представители Михаила Кипермана предложили акционерам продать фабрику и получили отказ. После этого в декабре Барский районный суд Винницкой области, который засветился в "черном" списке антирейдерской комиссии, возглавляемой первым вице-премьером Николем Азаровым, списал 53% акций компании в пользу подконтрольной Киперману Magma Business Ltd. В феврале 2007 года фабрика была захвачена группой неизвестных лиц. Они вошли на предприятие, вооружившись поддельным решением Октябрьского суда Харькова. В комментариях независимым СМИ представители суда тогда заявили, что такое дело в инстанции не рассматривалось, а судья С.П. Данько, подписавший решение, вообще там не работает.
Тем не менее, собрание акционеров решило увеличить уставный фонд компании почти в четыре раза, и КФТБ полностью перешла под контроль Михаила Кипермана. Антирейдерская комиссия обратилась с просьбой расследовать ситуацию в Генпрокуратуру. А Днепровский РУ ГУМВД возбудило дело по факту мошенничества в особо крупных размерах.
Иллюзия страха
Не следует думать, что "Привату" удается все. Возбужденные уголовные дела и расследования Генпрокуратуры – лишнее тому подтверждение. Случай же с известным регистратором "Укрнефтегаз" более чем убедительно доказывает, что с Днепропетровским спрутом можно и нужно бороться. Финансовая компания "Укрнефтегаз" была создана рядом украинских нефтегазовых компаний, однако практически полностью попала под контроль группы "Приват". Благодаря этому регистратору ей неоднократно удавалось узнавать инсайдерскую информацию, а также манипулировать с реестрами акций. Последний и самый яркий пример – события в одной из крупнейших украинских нефтяных компании "Укртатнафте". Эта компания является акционером "Укрнафтогаза" и потому не может пользоваться ее услугами. Несмотря на это, она это делала на протяжении последних трех лет. Более того, летом этого года 18% акций компании были списаны "Укрнафтогазом" со счетов банка "ИНГ Барринг" и переданы "Нафтогазу". В результате контроль над компанией перешел от татарской стороны Украине, точнее отдельным членам правительства, связанным с "Приватом". Именно такие действия вызывали многочисленные нареканиями со стороны клиентов "Укрнафтогаза", что привело к аннулированию Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку лицензии на ведение финансовой деятельности "Укрнафтогазом".
Николай Семенчук
Источник: Голос