Рейдерство в Одессе
17/06/09 |
|
«ЧМП, Биостимулятор, Автосборочний завод, Центролит, Краян, шиномонтажний, джутовая фабрика, список можно продолжать долго, но настоящего реестра нет», - рассказывает заместитель председателя Комиссии по борьбе из рейдерством при Одесской организации работодателей Юрий Кравец. Общество в постсоветских странах не сразу поняло серьезность ситуации. Осознание глобальности проблемы пришло, по утверждению российского эксперта Александра Орфенова, лишь где-то 4 года назад. Причем такой интересный факт: по выводам специалистов, чем более сильна вертикаль власти, тем меньше в стране рейдерства. Например, в Беларуси рейдеры не так активны, да и защита сильнее. Как грустно шутит эксперт Московского антирейдеровского штаба Александр Орфенов, при тоталитарном режиме рейдерство отсутствует: «Это называется лечить насморк отсечением головы. Мы, конечно все хотим нормальную демократическую систему, однако понимаем, что своеобразной платой за демократию является определенное количество проявлений рейдерства. Хуже другое: когда демократия перерастает в анархию, рейдер поднимает голову и говорит: с такой властью я либо ее не замечу, либо легко договорюсь своими методами. А это понятно какие методы – коррупция».
Специалисты отмечают, количество рейдерских атак из года в год остается приблизительно на одном уровне. Однако рейдерство, словно вирус мутирует, приспосабливаясь к реалиям сегодняшнего дня. Прежде всего эксперты отмечают: сейчас приобретают популярность более профессиональные и более чистые схемы. Кроме того, наблюдается уход от сугубо юридических «крючков» – рейдеры все больше привлекают PR-инструменты, активнее используют контакты с госучреждениями. Особенно это касается Украины, где экономический кризис усиливается политической нестабильностью. «Доля коррупционной составляющей увеличилась в разы, т.к. предвыборная ситуация побуждает чиновников опасаться, что после выборов они лишатся своих должностей, поэтому и стараются «отложить на черный день», пользуясь своим положением в обществе или политике», - делится своими наблюдениями киевский эксперт, член правления Международной Ассоциации экономической безопасности Захар Чистяков.
Итак, двойные реестры, работа с регистраторами, параллельные собрания – для рейдеров уже вчерашний день. Теперь идет речь об информационном и кредитном рейдерстве. Наглядный пример первого – информационная война вокруг нескольких украинских банков, которые даже не нужно называть. Второй вариант тоже касается банков, но тут их деятельность рассматривается уже как потенциальный плацдарм для нападения. «Особая опасность этих новых форм заключается в 2-х вещах: во-первых, объект долгое время не понимает, что он находится под рейдерской атакой, чаще всего жертва считает, что это обычные отношения между предприятием и его кредитором, банком. 2-ая опасность заключается в том, что правоохранительным органам тяжело включится в процесс защиты интересов предприятия, т.к. с их точки зрения это выглядит опять-таки как простые взаимоотношения предприятия и кредитора», - рассказывает московский эксперт Александр ОРФЕНОВ. Подготовка к атаке длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Потенциальная жертва в совершенстве изучается, а следовательно главная рекомендация экспертов – постоянно контролировать информационное пространство, поддерживать добрые отношения (причем годятся любые возможные варианты) и с регистратором, налоговой, милицией, социальной службой, комиссией по ценным бумагам – словом со всеми учреждениями и лицами, которые имеют доступ к информации о предприятии. И которые могут «в случае чего» «маякнуть», что предприятием кто-то интересуется. И не экономьте на превентивных мероприятиях, советуют эксперты, они хоть и не дают 100-процентной гарантии избежать нападения, однако достаточно сильно снижают рейдерскую привлекательность предприятия. Однако, как ни грустно, а по глубокому убеждению все того же Александра Орфенова, рейдерство не прекратилось, а лишь поутихло. Поэтому для постсоветских стран все еще впереди...
Ирина МАКСИМЕНКО
Джерело: Odessa Daily