Сирийский «друг» или кто руководит Ющенко?
15/05/08 |
|
Интересная эволюция происходит сейчас с Президентом Ющенко. Точнее, не с ним (он «эволюционировал уже давно», а с его так сказать «имиджем». Если раньше многие люди были склонны прощать любые поступки Президента, списывая их на влияние окружения, то сейчас приходит понимание того, что Виктор Андреевич – отнюдь не романтик, идеалист (или «лох», которого «разводят» все кому не лень, как считали многие). А вполне сложившийся «барыга», использующий свое должностное положение для банального зарабатывания денег. Свежие тому примеры – личное участие Ющенко в прибылях Одесского припортового завода и личное же участие в рейдерском захвате одной из одесских гостиниц. Об этом подробнее мы расскажем позже, а пока начнем с больной темы – с окружения нашего Гаранта, с той свиты, которая, как известно, и «играет короля».
Пожалуй, уже одного трезвого взгляда на ближайшее окружение сегодняшнего Ющенко хватило бы для того, чтобы убедиться в том, что это уже отнюдь не тот «сын полей», с которым нянчился Рыбачук и который казался единственным светлым пятном в украинском политикуме. Фактически, сейчас Ющенко управляем двумя крайне сомнительными фигурами: закарпатским контрабандистом Балогой и сирийским аферистом Юссефом Харесом. О Балоге уже писалось немало, поэтому мы остановимся на личности Юссефа. Тем более, что этот персонаж действительно заслуживает пристального внимания.
Напомним, что в 2005 году Ющенко назначил Юссефа на должность своего советника по инвестиционной политике, однако затем был вынужден освободить его от этой должности из-за появившейся информации о криминальных связях и деятельности сирийца. Тем не менее, Юссеф оставался в окружении Ющенко и умудрился негласно «назначить» себя единственным посредником во взаимоотношениях Украины с Арабским миром. То есть, любой арабский предприниматель, желающий заниматься бизнесом в Украине, должен был это делать при посредничестве фирм Юссефа и с соответствующим «откатом» ему лично. Кстати, подобная деятельность Хареса многим арабским предпринимателям не нравилась и, в результате, Украина потеряла серьезных инвесторов. И вот, в конце прошлого года Ющенко, вместо того, чтобы пресечь манипуляции Юссефа своим именем… назначает его своим советником «по вопросам Ближнего Востока».
Стоит заметить, что с 2005 года Юссеф Харес весьма серьезно «поднялся» благодаря дружбе с Ющенко и обогатился многими новыми криминальными связями. В частности, сирийский «друг Ющенко» любит хвастаться своей новой и супер-нажедной «крышей». А именно – покровительством «солнцевских» в лице «Аверы-старшего» и «Арнохи» (Виктора Аверина и Арнольда Тамма). Последние, кстати, частые гости в Одессе, у местных авторитетов, братьев Марковых. Интересно, что благодаря посредничеству Хареса, Аверину недавно был лично представлен Виктор Балога. Во время встречи Аверин убеждал Балогу поддержать кандидатуру одного из братьев Марковых на выборах мэра Одессы. Со своей стороны «Авера» обещал провести операцию по нейтрализации Эдуарда Гурвица. В духе «солнцевских» операция задумывалась крутая, а именно – покушение на местного контрабандиста Воробьева, враждующего с Гурвицем. И последующее обвинение Гурвица в «заказе» этого покушения. Вообще, «солнцевские» как-то традиционно «курируют» Администрацию Президента Украины. Даже если сейчас она называется Секретариатом. При Медведчуке «солнцевские» были завсегдатаями на Банковой, при Балоге эта нездоровая традиция продолжилась. Кстати, в Украине «представителей солнцевских» развелось уже просто немерянно. Помимо Хареса и упоминавшегося нами Александра Радванского, таким «представителем» называет себя некий Павел Кротенко, кавалер Ордена Святого Станислава, руководитель «Залогового банка», председатель Украинской федерации водного поло, а также, по совместительству зерноторговец, близкий к экс-генпрокурору Святославу Пискуну. В эту же около-«солнцевскую» группировку входит еще один известный сириец – Киван Аднан. Так же как и Юссеф Харес, Аднан начинал свой бизнес в Украине еще будучи студентом. Аднан смог помочь продать корабль с украинским металлом начинающему бизнесмену Вадиму Шульману и с тех пор стал специалистом по незаконному вывозу металлического проката под видом металлолома из Украины. Сейчас Аднан входит в сферу влияния Кивалова и активно участвует в дерибане Одессы. В том числе и в разделе так называемого «наследства Суркисов». Не так давно Киван Аднан вместе с братьями Марковыми отобрали у Суркисов один из последних их объектов в Одессе – VIP-зал в Одесском аэропорту.
Впрочем, мы отвлеклись от главного, каким же образом Президент Украины оказался связан с такими мрачными личностями как «Авера» и прочие «солнцевские»? С одной стороны, это безусловно заслуга Хареса Юссефа, с другой – это просто бизнес нашего Президента.
Не рассмотреть в Харесе афериста мог только полный идиот. Достаточно просто почитать его интервью. А затем посмотреть, с кем этот импозантный сириец поддерживает деловые отношения.
Весьма интересно описывает начало дружбы Ющенко и Хареса Николай Корпан, врач, лечивший Президента. Цитируем «Украинскую правду»: « Я лично не знаком с господином Юссефом. Тем не менее, мне хорошо запомнился эпизод, который случился вечером 23 февраля 2005 года в Киеве (день рождения Ющенко).
Небольшая и достаточно скромная по меркам традиций украинского политикума праздничная вечеринка подходила к концу. Большинство гостей начали собираться на выход.
Когда президент Украины покидал праздничный зал, уже на выходе к нему подскочил молодой человек высокого роста.
Схватив Виктора Ющенко за руку, он начал что-то ему шептать. Президент и неизвестный с восточной внешностью вместе спускались вниз по лестнице...
Я поинтересовался у одного из украинских членов правительства, который стоял около меня: "Кто это такой?" В ответ прозвучало дословно такое: "Это один из дилеров от бизнеса, араб по происхождению. Когда-то он пытался войти в доверие к Кучме, крутился среди его окружения. А теперь уже заглядывает в душу и новому президенту. С присущей Востоку хитростью он кого угодно использует в собственных интересах".
Так я впервые услышал о человеке по имени Харес Юссеф и единственный раз увидел его собственными глазами.
Теперь уже не секрет, что сирийцу все-таки удалось "заглянуть в душу" президенту Украины и его жене.
Меня глубоко огорчает тот факт, что отдельные сомнительные элементы легко входят в доверие к высшим государственным лицам Украины. Когда-то они набивались в друзья к прошлому президенту, теперь приблизились к нынешнему, а завтра, наверное, будут "заглядывать в душу" следующему?»
Харес действительно весьма насточиво пытался пробраться в украинский «бомонд» эпохи Кучмы и ради этого даже вступил в шутовской «Орден Святого Станислава». Не понимая комизма ситуации, Харес весьма трогательно описывает как саму «процедуру», так и мотивы, по которым он вступил в «Орден». Забавно, что рекомендацию Харесу дал депутат-регионал Олег Калашников. Цитируем Юссефа Хареса:
«В церкви полумрак. На улице день, но свет внутри выключен. На меня надели красную мантию и подвели к сцене», — делится своим опытом один из кавалеров ордена, экс-советник президента Ющенко, бизнесмен Харес Юссеф. На процедуре его посвящения было несколько десятков политиков и знаменитостей. Они стояли, выстроившись в ряд на возвышении, облаченные в красные мантии. Особенно запомнилась господину Юссефу одна фигура — олимпийской чемпионки Лилии Подкопаевой.
Красную мантию надели и на Хареса. Затем Великий Магистр сделал несколько движений оголенной шпагой. Лезвие легло на плечо сирийскому бизнесмену. «Клятв никаких не было, — рассказывает господин Харес, — были аплодисменты».
«Я вступил в орден по рекомендации Калашникова Олега Ивановича (депутат Партии регионов) — продолжает свой рассказ бизнесмен, «Он сказал мне: «я введу тебя в клуб, где ты станешь кавалером. Там состоят президент Украины, министр внутренних дел. Там можно лоббировать вопросы».
Кстати, весьма интересно, какие именно вопросы «лоббировал» Харес через своего друга Калашникова, в прошлом сотрудника военной разведки? Может быть, те же, которые экс-министр обороны Шмаров решал через друга Хареса – Бани-Насера Абдуллу?
А тем временем Юссеф Харес в ближайшее время собирается поехать в Крым. 16 мая в одном из престижных ресторанов Ялты состоится празднование свадьбы дочери уже упомянутого нами Павла Кротенко, одного из «солнцевских смотрщих». Туда же «подтянется» и «солнцевский» генералитет -- Аверин и Тамм. Приглашены Балога, Пукшин, братья Марковы, «братья Карамазовы», а также будущий прокурор Киева Бескоровайный, которого Пукшин уже перевел в Киев на должность заместителя прокурора города. Ожидаются также Капустин из «Укрэксимбанка», Тигипко и другие украинские политики. Интересно, что после празднования свадьбы, «солнцевские» проведут в Ялте «сходку», на которой будут решаться текущие вопросы, связанные с земельным бизнесом. А также будет решено несколько «понятийных» вопросов, в частности – конфликт Маркова с неким бизнесменом. Для решения вопроса вчера в Одессу уже подтянулся некий Влад – лидер группы «солнцевских» киллеров, постоянно проживающих в Киеве. Так что, решение «вопроса» может быть радикальным.
Но вернемся к биографии нашего героя. Исходя из его же слов, свой бизнес Юссеф начинал в Украине как рядовой «челнок».
Цитируем интервью Юссефа газете «Зеркало недели»: «— В 1989 году я открыл малое предприятие в Киеве. Тогда был период «купи-продай». Естественно, тоже начинал с этого. Я обратил внимание на то, что весь Союз ходил с двумя типами дипломатов: один — из кожзаменителя, другой — из пластмассы. Поехал в Турцию и на заводе заказал дипломаты бордового цвета. При этом постарался, чтобы они были максимально дешевыми — надо было конкурировать с теми фантастически дешевыми изделиями, которые продавались здесь.
Риск был велик. Когда привез первую партию, волновался невероятно — пойдут ли? Однако дипломаты разошлись, как пирожки. Следующая поставка была уже контейнеров пять. Так целый год я завозил этот товар. И когда видел людей на вокзалах, в аэропортах, на улицах с моими бордовыми дипломатами, было приятно. Это был мой первый бизнес, позволивший что-то заработать.
Затем я, пожалуй, первым завез сюда антирадары для автомобилей. Это тоже была успешная операция, хотя до богатства было еще далеко. Для этого нужна была более мощная идея. И я стал покупать в Украине и продавать за рубеж металл для строительства. Тогда прямо в порту можно было купить металл по 75 долларов за тонну, а за рубежом продать по 250 долларов. То есть подъем был в 300 — 400 процентов. Так у меня появился первый более-менее серьезный капитал. А потом мы с компаньонами потеряли все деньги во время дефолта в 1998 году. Немало было потерь и на непорядочных партнерах. Но сам бизнес — среда, которая фильтрует и отсеивает подонков. Рынок быстро устанавливает, кто есть кто. Поэтому в этой среде так ценится репутация…»
Итак, начав с перепродажи дипломатов в течение нескольких лет Харес становится миллиардером, чей основной бизнес – перепродажа металла. Честно говоря, вся эта история выглядит весьма сомнительно, особенно учитывая, что «металлический бизнес» весьма закрытый и просто с улицы в него попасть очень сложно. Тем не менее, сейчас Харес раздает интервью, в которых хваcтовство уже просто зашкаливает.
– Харес, есть информация, что вы то ли организовали, то ли будете организовывать свадьбу сына президента Украины Виктора Ющенко — Андрея. Это правда?
– Где вы такое слышали? Я этим не занимаюсь. Это для меня новость. Когда до меня дошел слух, что Андрей женится, я позвонил ему и спросил, правда ли это. На что Андрей ответил, что какая-то девушка в Ивано-Франковске занимается свадебным бизнесом, и она пустила эти слухи. Но я так и не понял толком всю суть истории.
– Рассказывают, что в процессе подготовки к свадьбе специально даже известного актера Жерара Депардье привозили?
– Это совсем другая история. Жерар — мой друг и партнер. Мы с ним имеем общий бизнес — телевизионный, винодельческий и ресторанный. Он приезжал, чтобы обговорить наш новый проект. Три недели назад я купил семиэтажный дом на улице Владимирской, 4. Это бывший дворец князей еще прошлого века. Он стоил мне несколько десятков миллионов долларов. Я строю там арт-центр. А на первом этаже мы совместно с Жераром Депардье откроем ресторан. У него уже есть два заведения в Париже, и Жерар давно хотел открыть ресторан в Украине.
– Арт-центр будет похож на Пинчук-арт-центр?
– Мой арт-центр будет направлен на древнее искусство, а не на современное. Основным в нем будет музей искусства античности, Средиземноморья и Ближнего Востока.
– Какие экспонаты будут представлены?
– Это будут уникальные предметы из моей личной коллекции. По оценкам экспертов, у меня одна из самых больших в мире коллекций: только экспонатов античного искусства более 12 тысяч. Там будут бронзовые, мраморные, терракотовые скульптуры, стекло, мозаика. Самые эксклюзивные сейчас находятся у меня в офисе: мозаика I века до нашей эры, бюст Сократа II-III века. Есть бюст античной девы — точная дата не установлена, но она сделана еще до нашей эры. На аукционе такие скульптуры стоят 2-3 миллиона долларов.
– Каким образом вы собирали свою коллекцию?
– Мой родной дядя был вице-премьером Сирии. Он покупал антиквариат у одного ливанского коллекционера. Его коллекция хранилась в Дубаи на складе. Моему дяде уже под 80 лет. Я купил у него эту коллекцию, а также коллекцию этого ливанца, когда он умер в возрасте 83 лет. Я и сам на протяжении жизни покупал в античных лавках в Париже, Мадриде, Мюнхене антикварные вещи.
– Во сколько оценивается ваша коллекция?
– Если «Киевская Пектораль» оценивается в 350 миллионов долларов, то моя коллекция должна быть оценена в 4-5 миллиардов долларов.
– Где вы храните экспонаты?
– В своих апартаментах и на складах в Париже, Брюсселе, Дубаи, Женеве. Но сейчас уже более половины я завез в Украину.
– Почему вы решили открыть их миру?
– Очень эгоистично обладать такими бесценными вещами и никому их не показывать. У меня есть компания Hares group, где есть топ-менеджеры, которые помогают мне заниматься компанией. А я лично занимаюсь коллекцией — это мое хобби. На него трачу едва не половину своего времени.
– Планируете зарабатывать на музее?
– Вряд ли. Билеты будут продаваться по недорогим ценам. Управлять будет общественная организация. Если будут финансовые проблемы, я буду помогать сам. Но при арт-центре будет картинная галерея для частных коллекционеров и аукционный дом. Мы сейчас договариваемся с аукционной компанией «Филлипс». Наш комитет будет заниматься поиском хороших художников и их дальнейшим промоушном. Также будем продавать собрания крупных коллекционеров и брать комиссию с продажи картин. Но на этом много не заработаешь.
– А из коммерческих заведений?
– Помимо ресторана Жерара, на первом этаже будет магазин элитной одежды. Скорее всего, Кристиана Диора.
– Когда планируется открытие?
– Открытие будет весной 2008 года. Архитектурный план мы утвердим 15 сентября. В первую очередь я запущу музей, потом — ресторан. А за ними уже по очереди будут запускаться все объекты. В течение 2008 года музей откроется полностью.
– Кто работает над архитектурным планом?
– Архитектор Жан-Мишель Вельмот. Он входит в тройку лучших архитекторов мира. По его плану реставрировали Лувр. Мы уже заключили с ним контракт.
– А как будет называться арт-центр?
– Да вот мучаемся — еще не придумали. Может, назовем арт-центр «Андреевский» — и церковь Андреевская рядом, и Андреевский спуск…
Валид и Омар Арфуши давно отдали вам деньги, которые они должны были вам как соучредителю журнала «Папарацци», — около 300 тысяч долларов. С тех пор ваши отношения не наладились?
Мы не общаемся, никак не сталкиваемся. И слава Богу — не хочу ковыряться в мусоре.
– Меценатство требует средств. Какие наиболее успешные бизнес-проекты?
– Как собственник холдинга Hares Group отмечу, что наиболее успешный и перспективный мой бизнес в Украине — это компания Hares Engineering. Мы получили от японской компании Kobe steel технологию изготовления оборудования для прямого восстановления железа и намерены развивать это направление.
Потенциальным заказчикам будет интересно знать, что при стоимости одной печи около 140 миллионов долларов, окупаемость проекта — около 1,5 лет. Еще одна цифра: минимальный доход составляет 130 долларов на тонне.
– У вас уже есть договоренности о продаже таких печей?
– Любой собственник ГОКа заинтересован в сотрудничестве с нами.
– Где будет размещено производство оборудования для печей?
– Сейчас мы уже создали совместное предприятие с «Уралмашем». В Украине есть совместное предприятие с «Днепротехсервисом».
– Вы купили акции Черноморского судостроительного завода. Проект успешный?
– Действительно, у нас есть доля в АО «Новаль» (эта компания является собственником активов ЧСЗ). За Hares Group закреплено 25%, еще 12,5% — у наших партнеров. К сожалению, с нашим партнером по заводу Игорем Чуркиным, владеющим контрольным пакетом, не могу найти общего языка. Из-за этого мы не можем развивать предприятие.
– Когда вы принимали решение о покупке доли в ЧСЗ, вы прогнозировали такое развитие ситуации?
– Да нет. Были грандиозные планы. Планировалось привлечь на завод одну из крупнейших мировых компаний по судостроению — у меня была договоренность об этом. Это позволило бы разрешить проблему с ФГИ по выполнению инвестиционных обязательств. Но потом Игорь Чуркин отказался продать остальные акции.
– Вы рассматриваете вариант выхода из ЧСЗ?
– Если появится выгодное предложение, я продам акции.
– Как развивается ваша нефтегазодобывающая компания «Кардинал Ресорсиз»?
– Акции «Кардинал Ресорсиз» находятся в собственности нескольких акционеров: основные держатели — американские инвестиционные фонды, а также Hares Group. Добыча в Украине ведется с «Укргаздобычей» и вся добытая по договорам совместной деятельности продукция продается населению по цене, значительно ниже рыночной. Конечно, такое положение дел влияет на развитие компании. Сейчас акционеры, думая о развитии бизнеса, приняли решение развивать добычу в Колумбии.
– Инвестиции в украинскую экономику — это риск?
– Однозначно. При этом степень риска зависит от выбранной отрасли. Если взять нефтегазовый сектор, то идти туда без политической поддержки нет смысла. В металлургии на основных позициях закрепились местные собственники, у которых политическое лобби на самом высоком уровне. Они смогут заблокировать работу любого инвестора, который попытается составить им конкуренцию.
– Вы говорили ранее, что хотите построить отель в Козине. На каком этапе строительство?
– Сейчас мы в процессе оформления земли. Я купил там 50 гектаров, но купил на вторичном рынке, подписал договор инвестиций. Концепция уже есть, и мы будем делать оздоровительную гостиницу с бассейнами, саунами, SPA. Рядом с землей — много частных вилл.
Сейчас больше всего перспектив в сфере недвижимости. Хотя и здесь много белых пятен. Тем не менее стремлюсь реализовать проект строительства под Киевом города-спутника на 200 тысяч жителей — с гостиницами, крытым спортивным комплексом на 70 тысяч зрителей.»
Явно заметно, что господин Юссеф стремится стать эдаким Пинчуком при Президенте Ющенко. При этом явно преувеличивая как собственную значимость, так и собственную капитализацию. Самое смешное, что город-спутник, который якобы собирается строить Харес и называет его «городом будущего» -- находится рядом с городом Васильковым. Харес явно не читал Ильфа и Петрова, а с «Нью-Васюками» над ним видимо, просто подшутили.
(продолжение следует)
Станислав Речинский
Источник: ОРД