Вадим Новинский: инвестиции в рейдерство
09/08/07 |
|
За период правового нигилизма в Украине сформировался класс «делков», которые, манипулируя законодательными нормами, и пользуясь коррумпированностью государственных чиновников и судебной системы, фабрикуют юридические решения, позволяющие претендовать на чужую собственность. Иными словами целью деятельности данного вида бизнесменов является не создание собственного производства, а захват уже существующих компаний. В экономически развитых странах (не только западных, но и азиатских) такой «бизнес» является преступлением, за которое предусмотрена криминальная ответственность. А вот в Украине все наоборот. Рейдерство является очень рентабельным бизнесом, а самые успешные рейдеры у нас считаются эффективными менеджерами. Наиболее яркий пример этого одиозный бизнесмен Вадим Новинский, которого смело можно относить к матерым специалистам отечественного рейдерства. При этом «Свинопас», как называют его в Украине за особую привязанность к свиноводческому бизнесу, числится среди VIP-гостей высших чиновников, а также среди партнеров крупнейших отечественных олигархов. По всей видимости, нынешние партнеры Новинского не до конца осознают с кем они связываются. Появление этого человека на любых важных экономических объектах непременно ведет к их производственному краху. Возможно это банальное совпадение, однако, как полагают эксперты, это скорее спланированная стратегия захвата чужого бизнеса.
Друг Путина и родственник диктатора Замбии
До появления в Украине о деятельности российского бизнесмена Вадима Новинского известно немного. В 90-х годах его имя ни разу не упоминалось в числе бизнес бомонда Российской Федерации, хотя проскакивало в криминальных хрониках. В конце прошлого столетия, ходили небеспочвенные слухи, что «Свинопас» был простым питерским бандитом, который «заработанные» деньги вывозил в страны ближнего зарубежья. По всей видимости, он опасался, чтобы его финансы не поделили его же «коллеги».
В 90-х Новинский создал несколько фирм в России, Прибалтике и Украине. О роде деятельности этих структур доподлинно неизвестно, зато бросается в глаза, что все они имеют похожие названия: «Турстрой», «Турстрой-Украина», «ТС Лтд» (аббревиатура ТС - в данном случае, по-видимому, также обозначает Турстрой) и т.д. Помимо этого, на начальном этапе своей деятельности за Новинским также числились панамская компания Trade Co. и российская «Лукойл-Северо-Запад», что дает основание подозревать о его связях с НК «Лукойл».
Сам россиянин любит запускать о себе различные мифы о том, чьи интересы он представляет. В частности в преддверии президентских выборов 1999 года «просочилась» информация о том, что Новинский является представителем так называемой «петербургской группировки», которая пришла к власти в России с победой Владимира Путина на президентских выборах. Тогда государственная власть РФ начала расчищать дорогу в большой бизнес для петербургских бизнесменов, поэтому с выходцами из Питера очень считались не только в самой России, но и на постсоветском пространстве. По всей видимости, ПР кампания Новинского прошла не без успешно. Согласно сведениям очевидцев, он был привлечен в избирательную кампанию в качестве связующего звена. В замен Новинскому пообещали закрыть глаза на его рейдерские замашки, хотя все же советовали поубавить пыл.
Дело в том, что его поле зрения попал Ингулецкий горно-обогатительный комбинат в Днепропетровской области. Возможно, простым обывателям данное предприятия покажется каплей в море, но аналитикам и экспертам ГМК хорошо известно, что ИнГОК принадлежит к числу тех объектов, контроль над которыми дает возможность влиять на процессы всей горнодобывающей отрасли.
ИнГОК является крупнейшим в Украине предприятием по производству железорудного сырья. Он выпускает около 40% продукции (окатышей и концентрата) всех предприятий, входивших в бывшее объединение «Укррудпром». Объем производства на ИнГОКе составляет 13 млн тонн, а проектные запасы сырья оцениваются в 1,223 млрд тонн. Стоимость ИнГОКа (основываясь на доле производимой предприятием продукции) эксперты оценивают на уровне 1,7-2 млрд грн. В свое время приватизация этого предприятия было в числе приоритетных задач Павла Лазаренка и его корпорации «Единые энергетические системы Украины». Но в силу всем известных обстоятельств данные планы не были реализованы.
Зато В.Новинскому получить контроль над ГОКом оказалось куда более проще. К слову, этот процесс запомнился как первый неприкрытый рейдерский захват крупного государственного предприятия. Сначала в ноябре 1999 года ФГИ Фонд госимущества Украины сделал вид, что провел рыночный конкурс по продаже 15,1% пакета акций. Но, по словам Председателя ФГИ А. Бондаря желающих приобрести ГОК не оказалось. Разразился нешуточный скандал, поскольку на самом деле заявки были. И были они поданы двумя крупными украинскими компаниями, которые намеревались принять участи в конкурсе. Но конкурс все равно не состоялся, так как Фонд госимущества для этого придумал новую причину. Официально это звучало так: «конкурсная комиссия не реализовала свои права в части определения предварительного победителя в связи с отсутствием на заседании ее членов».
Тем временем в октябре 1999 года в Днепропетровске господином Новинским была зарегистрирована компания «Смарт-групп». Ее учредителями выступили компании: «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад» (С.-Петербургб.) - 65% уставного фонда, «ТС-Украина» (Запорожье) - 17% и «Турстрой-Украина» (Харьков) - 18%. Все три структуры контролируются «Свинопас». И уже через три месяца после регистрации «Смарт-групп» государство в лице «Укррудпрома» (без конкурса!!!) передало право этой компании на управление 50%+1 государственных акций ИнГОКа на пятилетний срок - до 31 декабря 2004 года. Дальше ФГИ признал «Турстрой-Украина» победителем конкурса по продаже 17,28% ИнГОКа по стартовой цене в 23,7 млн. грн., но вскоре отменил свое решение, чтобы признать победителем другую фирму «ТС-Украина», также принадлежащую Новинскому. Свои позиции на ГОКе «Смарт-групп» еще сильнее укрепила в начале января 2001 года, когда 6,22% акций ИнГОКа приобрела латышская фирма «Турстрой», принадлежность которой легко установить только по названию.
Но даже после скупки всех пакетов акций «Смарт-групп» не смогла консолидировать контрольный пакет акций. Для полного контроля над предприятием российские бизнесмены воспользовались отечественной технологией размытия государственного пакета акций. Но инновация этого механизма заключалась в том, что в отличии от украинских ФПГ, которые даже в самые благоприятные времена, позволяли себе размыть максимум блокирующий пакет государства, Новинский решил уменьшить, ни больше ни меньше, контрольный пакет. Сначала по решению собрания акционеров ОАО «ИнГОК», реестр собственников именных ценных бумаг был передан от регистратора ОАО «Финансовая компания «Укрнафтогаз» другому регистратору - ООО «Реестр-Центр», которая осуществляла деятельность в интересах «Смарт-групп» и обеспечила необходимый для допэмиссии кворум акционеров. 10 апреля 2003 года акционеры ГОКа, в том числе и те, которые представляли интересы государства, приняли решения об увеличении уставного фонда на 45млн. до 181 млн. гривен, в результате чего доля государства сократилась до 38%. Естественно афера такого плана не осталась не замеченной не только оппозицией, но и властями. В это время в Украине уже утвердилось господство отечественных ФПГ, большинство из которых не прочь были сами обзавестись ГОКом, причем крупнейшим. На защиту национальных интересов стал даже Президент Леонид Кучма, охарактеризовав деятельность «Смарт-групп» как мошенничество.
Захват по-крупному
Далее началась атака по всем фронтам: Генпрокуратура открыла уголовные дела, ГКЦБФР отказалась регистрировать допэмиссию, а все инстанции Хозяйственного суда вплоть до Высшего признали действия акционеров ИнГОКа не законными. Так в мае 2003 года хозсуд Киева отменил решение об увеличении УФ комбината, далее это решение суда подтвердили Апелляционный хозсуд Киева и Высший хозяйственный суд Украины. Но спустя полгода ситуация кардинально меняется. За это время Новинский сумел наладить дружественные отношения (подкрепленные материальной поддержкой) с высшими украинскими чиновниками, после чего проблема рассосалась сама собой. 14 июля 2004 года Хозяйственный суд Киева, после долгих раздумий, признал законным допэмиссию ИнГОКа, а Генеральная прокуратура закрыла все уголовные дела против «Свинопаса». Председатель ФГИ Михаил Чечетов также не остался в стороне, он лично подтвердил законность допэмиссии.
Позже во время дележа «Укррудпрома» «Смарт-групп» получила свою долю - оставшийся госпакет ИнГОКа. Таким образом, приобретя пакет акций, который не дотягивал даже до блокирующего, Новинский захватил одно из крупнейших предприятий ГМК.
Однако, аппетиты у Свинопаса растут не по дням, а по часам. Теперь ему захотелось создать целостную финансово-промышленную группу. Сначала «Смарт-групп» обзавелась собственным банком - «Юнэкс-банком», к слову, прикупленным у своего друга нынешнего заместителя секретаря СНБО Александра Садыкова. Но, пожалуй, главной проблемой Вадима Новинского и его финансово-промышленной группы, имеющей столь значительные интересы в черной металлургии, был тот факт, что ФПГ никак не удавалось сформировать полноценную технологическую цепочку «руда - уголь - кокс - металл». Поэтому, Новинский желал заполучить какой-либо металлургический завод.
Сначала он нацелился на ДМК им. Дзержинского. Это было абсолютно рационально с точки зрения и логистики, и внутренней логики создания полноценной ФПГ. Расположение ИнГОКа и перерабатывающего сырья метзавода в пределах одной области позволило бы до минимума свести транспортные издержки и административные расходы. Однако, поскольку меткомбинат уже был приватизирован, Свинопас попытался инициировать процесс его реприватизации. «Смарт-групп» начала информационную кампанию под лозунгом незаконности конкурса по продаже ДМК им. Дзержинского. Но нарушать сложившийся баланс в ГМК отечественные ФПГ не желали, поэтому попытка российского капитала отнять у украинского собственника метзавод оперативно была пресечена. Сохраняя лицо, «Смарт-групп» заявила, что не планировала участвовать в приватизации ДМК им. Дзержинского.
Поскольку все основные металлургические заводы были разделены между ведущими национальными бизнес - группировками, Новинский решил заполучить ОАО «Макеевский металлургический комбинат», однако опять же бесплатно. Обанкротившийся ММК, точнее его имущество, он выкупил за копейки. Однако, уже в первый год управление комбинатом «Смарт-групп», он и вовсе был остановлен. Решение об остановке производства на Макеевском метзаводе было принято из-за убыточности его работы. В 2005 году убытки от работы предприятия почти достигли 100 млн. грн.
Империя банкротов
Не сумев довести до ума бизнес в ГМК, Новинский решил заняться созданием крупной судостроительной корпорации. При этом Свинопас замахнулся сразу на три предприятия: Херсонский судостроительный завод, Черноморский судостроительный завод, Судостроительный завод им. 61 коммунара. При этом, в каждом из этих случаев Новинский действует по наработанной схеме: сначала различными методами доводит предприятие до стадии банкротства, потом под него госпожа Семенюк (глава ФГИ) организовывает конкурс с «ограниченной» конкуренцией, где Новинский по дешевке покупает предприятие-банкрот.
По такому сценарию в 2004 году Новинский получил одно из крупнейших промышленных предприятий Украины - Херсонский судостроительный завод. Тогда ранее никому неизвестная в судостроительной тусовке компания «Евроресурс» купила «со скидкой» у государства 83,61% акций предприятия. При этом к конкурсу не были допущены наиболее реальные претенденты на завод, в частности структуры Петра Порошенко. Позже он попытался оспорить эту сделку в суде, однако Новинскому в очередной раз пришла на помощь его подружка Валентина Семенюк. ФГИ, бывший в ходе этого процесса ответчиком, требования истца не поддержал, что во многом определило итог судебного разбирательства.
К слову, при продаже ХСЗ государство установило определенные требования для нового владельца. Так, в частности необходимо было увеличить объемы производства, организовать финансирование судостроительных программ, которые обеспечили бы ритмичную работу и погасить задолженность перед «Проминвестбанк» в сумме 186, 517 млн. гривен. Естественно, практически ничего из данного перечня не было выполнено. К слову, одним из акционеров ХСЗ является и нынешний Александр Садыков, как уже было сказано, партнер Свинопаса. Каким образом они делят ответственность и прибыль доподлинно неизвестно, однако старшим считается все-таки Новинский.
Вторым предприятием, заинтересовавшим партнеров, стал Черноморский судостроительный завод, который находится непосредственно на территории области, которую до недавнего времени возглавлял Садыков. Однако, ЧСЗ был продан еще до того, как Садыков занял губернаторское кресло. Напомним, что Черноморский судостроительный завод был приватизирован в сентябре 2003 г. ОАО «Николаевская малотоннажная верфь», контролируемая российскими бизнесменами - братьями Чуркиными. Помимо них, связываться с предприятием с долгами в 40 млн грн, которое к тому же с конца 90-х годов находилось в стадии банкротства, другие инвесторы почему-то не захотели. Россияне же за 90,25%-й пакет акций предложили 119,35 млн. грн., а также взяли на себя широкий пакет инвестобязательств.
Сразу же после своего назначения главой обладминистрации Садыков наведался к Чуркиным, и настоятельно рекомендовал им продать актив «определенному» инвестору. Чуркины отказались, после чего активизировались сотрудники ФГИ, видимо, с целью забрать завод силой. Здесь уместно напомнить, что в это время пост главы фонда уже занимала «подружка» Новинского Валентина Семенюк. Социалистка обвинила собственников ЧСЗ в невыполнении взятых на себя инвестобязательств. Однако, что именно не выполнили Чуркины, в суде чиновники долгое время уточнить так и не могли, в результате чего в ряде судебных инстанций дело было проиграно.
Исчерпав все возможные поводы, на которые хоть как-то можно «натянуть» свои претензии, чиновники решили взять ЧСЗ путем давления непосредственно на собственников предприятия. Как стало известно, областная николаевская прокуратура подконтрольная Садыкову, издала постановление об открытии уголовного дела теперь уже в отношении непосредственно российских бизнесменов с той же аргументацией - нарушение законодательства в процессе организации приватизационного конкурса в 2003 года. К слову, подобные уголовные дела - это прецедент в истории украинской юриспруденции.
Апогеем конфликта стал силовой захват предприятия третьего августа, когда вооруженная группа людей во главе с экс-директором завода Александром Сагайдаковым силой установили контроль над администрацией ЧСЗ. Стиль захвата и «липовое» юридическое обоснование этих действий, вызвавшее недоумение у наблюдателей, показали, что заинтересованные в получении предприятия лица близки к истерике. Похоже, Свинопас готов на самые резкие действия для того, чтобы все-таки заполучить ЧСЗ. Повышение Садыкова до должности в СНБО, где он может оказать еще более ощутимую поддержку своему бизнес-партнеру Новинскому, а так же еще большая сговорчивость Семенюк из-за плачевного положения ее однопартийцев на выборах - дали свой результат. Несмотря на прежние поражения в судах ФГИ впервые удалось добиться удовлетворения их иска в судебных инстанциях. Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск фонда.
Одновременно с этим, пока юристы ЧСЗ оспаривают данное решение, со стороны марионеток Свинопаса в ход пошли все возможные средства, даже те, которые публично демонстрируют спешку, несуразность и комичность действий реальных инициаторов конфликта. Так, А. Сагайдаков несколько лет назад ушел с должности, написав заявление по собственному желанию, а теперь вдруг появился в сопровождении многочисленной вооруженной охраны с целью занять кресло, от которого сам же отказался. Ситуация усугубилась юридическим нигилизмом нового-старого директора, который вопреки требованиям закона умудрился обратиться в Суворовский районный суд Херсона и получить его положительное решение, в то время как ранее ему в этом же требовании отказал Заводской суд Николаева.
Представители ГИС Заводского района г.Николаева объясняли свое присутствие тем, что якобы они исполняют решение Суворовского районного суда города Херсона о восстановлении Сагайдакова А.М. на должности председателя правления ГАХК «ЧСЗ». Упомянутое решение никому не было предъявлено, более того, о существовании иска, рассматриваемого Суворовским районным судом города Херсона на ДАХК «ЧСЗ» ничего не известно, ни сам иск, ни судебные повестки на завод не поступали, представители предприятия в судебном разбирательстве не принимали участие.
На этом рейдеры не остановились. Поздно вечером 7 августа 2007 года во главе с Сагайдковым А.М. вооруженная автоматами группа «Беркут» ворвалась в административное здание ЗАО «Николаевский машиностроительный завод», под угрозой физической расправы (автоматическое оружие бесспорный факт такой угрозы) надели наручники на 19 работников охранной фирмы «Ястреб», которых погрузили в автобус и вывезли за пределы Николаевской области (работниками охранной фирмы «Ястреб» написаны заявления об указанном вопиющем факте в правоохранительные органы).
В настоящее время «группа захвата» укрепляет свои позиции, а именно - варят и устанавливают решетки на все наружные окна зданий захваченных предприятий.
Третьим предприятием, который параллельно с ЧСЗ пытается захватить Новинский является Николаевский судостроительный завод имени 61 коммунара. Сегодня это предприятие последнее, хотя бы формально находящееся в государственной собственности, однако практически полный операционный контроль принадлежит Новинскому, который управляет заводом через лояльный менеджмент.
При этом, Свинопас не страдает оригинальностью, и использует проверенные методы работы. Завод сознательно доводится до банкротства. В конце 2006 года задолженность по выплате зарплаты на предприятии достигла пяти миллионов гривен. Износ основных фондов достигает 61 %. При этом, предприятие долженл выплатить 48 млн. грн. по кредитной линии на исполнение заказа для испанской компании Factoria Naval de Marin, и долг в 34 млн.грн - перед греческим заказчиком Анастасисом Ласкаридисом.
Интересно, что выползти из долгов предприятию помогает... Херсонский судостроительный завод, который предоставляет ему финансовую и техническую помощь. Говорят, что с этой просьбой к Новинскому обратился сам премьер-министр Янукович, однако не исключено, что это очередной миф самого Новинского. В ближайшее время Александр Садыков намерен обратиться в Кабинет Министров с предложением о приватизации ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара». При этом городской голова Николаева Владимир Чайка считает, что сотрудничество ОАО «Херсонский судостроительный завод» и ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» - скрытая приватизация.
Таким образом, рейдерство в Украине продолжает процветать. Эксперты констатируют, что экономический порядок в стране не наступит до тех пор, пока столь наглые публичные захваты чужого бизнеса не будут пресечены, а их инициаторы понесут заслуженное наказание. К сожалению, на данный момент ситуация развивается в противоположном направлении. Сегодняшняя безнаказанность Новинского в очередной раз свидетельствует о том, что рейдерство способно адаптировать к различной власти, вне зависимости от ее цвета и идеологии.
Источник: From-ua